ПРИЗНАВАЯ ВСЮ УСЛОВНОСТЬ СЛОВЕСНЫХ ОБЪЯСНЕНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ ТАТХАТЫ, ШАСТРА ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ДОПУСКАЕТ, ЧТО ОНИ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА УРОВНЕ "НЕПРОСВЕТЛЕННОГО" СОЗНАНИЯ, И ДАЕТ ДВА НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ: 1) ТАТХАТА КАК ИСТИННАЯ ПУСТОТА (ШУНЬЯТА); 2) ТАТХАТА КАК ИСТИННАЯ НЕ-ПУСТОТА [4, С

признавая, условность, словесных, объяснений, определений, татхаты, шастра, менее, допускает, необходимы, людей, находящихся, уровне, непросветленного, сознания, дает, первый, взгляд, взаимоисключающих, определения, татхата, истинная, пустота, шуньята, татхата, истинная, пустота

Признавая всю условность словесных объяснений и определений татхаты, шастра тем не менее допускает, что они необходимы для людей, находящихся на уровне "непросветленного" сознания, и дает два на первый взгляд взаимоисключающих определения: 1) татхата как истинная пустота (шуньята); 2) татхата как истинная не-пустота [4, с. 11].

Под "истинной пустотой" как атрибутом татхаты подразумевается то, что "она изначально никогда не связана с загрязненными дхармами, свободна от признаков индивидуальных различий всех дхарм и не имеет ничего общего с ложными мыслями, рожденными омраченным сознанием" [4, с. 11]. Вместе с тем в шастре сразу же делается оговорка, что это определение тоже условно и ориентировано на относительный аспект сознания; когда же человек переходит на уровень "чистого" сознания, то оно теряет всякий смысл:

"Поскольку сознание живых существ омрачено неведением, возникает дискурсивное мышление и они отходят от [истинной таковости], поэтому и говорится "пустота". Но если они освободятся от омраченного сознания, то в действительности не будет ничего, о чем можно говорить "пустота"" [4, с. 12].

"Истинная не-пустота" как атрибут татхаты характеризуется в шастре следующим образом:

"Поскольку сущность дхарм пустотна и не омрачена неведением, то это истинное сознание является вечным, неизменным, чистым и самодостаточным. Поэтому оно называется "не-пустотой". В то же время оно не имеет признаков, которые можно выделить, ибо это есть сфера (мир), которая свободна от мыслей и находится в гармоничном единстве с просветлением" [4, с. 12].

Определяя татхату как вневербальное единство бытия, свободное от мыслей (ли-нянь)12 и тождественное "просветленному" аспекту сознания, автор шастры утверждает, что для достижения "просветленного" состояния необходимо лишь освободиться от ложного мышления, "омрачающего" изначально чистое по своей природе сознание "истинной таковости":

"Сознание бхута-татхаты есть единый мир дхарм (дхарма-дхату) и сущность всей совокупности вещей и явлений (дхарм). Так называемая [истинная] природа сознания [никогда] не рождается и не исчезает. И только из-за ложных мыслей возникает различение всех вещей и явлений. Но если освободить сознание от [ложных] мыслей, то не будет признаков внешних объектов" [4, с. 9].

В шастре поясняется, что под освобождением от ложных мыслей подразумевается непосредственное созерцание того, что находится за пределами мыслей, т.е. вневербальной реальности, и подлинная идентификация, единение с этой реальностью. В этом состоянии полного слияния с истинной реальностью исчезают все различия между субъектом и объектом восприятия или реагирования, все отличительные признаки вещей и явлений и постигается их всеобщее равенство и единство, т.е. то, что все они не имеют индивидуальных различий (а значит, и внешних форм или признаков) и совершенно тождественны друг другу, абсолютно "одинаковы".

"Если постичь это, – говорится в шастре, – то не будет ни того, кто может говорить, ни того, о чем можно говорить. Точно так же, о чем бы вы не мыслили, не будет ни того, кто может мыслить, ни того, о чем можно мыслить" [4, с. 11].

Такое переживание тотального единства и целостности бытия и есть "просветление", которое человек должен обрести либо с помощью практики морально-психического самоусовершенствования, помогающей ему освободить свое сознание от всех "омрачающих" факторов, либо в процессе спонтанного и внезапного "озарения". В шастре нет специальных пояснений о том, какой путь "просветления" является более предпочтительным, но из анализа ее содержания становится очевидным, что она в равной мере допускает оба пути, хотя первый она описывает более подробно и обстоятельно.

Абаев H.В.

Предыдущая:
С точки зрения буддистов, это "грубый анализ", основанный на "различении" (фэньбе), а потому искажающий истинную реальность, в которой субстанция не отличается от атрибутов
Следующая:
Шастра выделяет три основных вида "просветления", оговаривая при этом, что такое разделение условно, так как природа "просветления" едина и тождественна абсолютному аспекту сознания

{ йога } { астрал } { магия } { чакры } { гадания } { гороскопы } { фэн-шуй } { сонники } { эзотерика } { лечение } { пирамиды } { мантры } { медитация } { гипноз } { предсказания } { психология }

признавая, условность, словесных, объяснений, определений, татхаты, шастра, менее, допускает, необходимы, людей, находящихся, уровне, непросветленного, сознания, дает, первый, взгляд, взаимоисключающих, определения, татхата, истинная, пустота, шуньята, татхата, истинная, пустота

§§ ПРИЗНАВАЯ ВСЮ УСЛОВНОСТЬ СЛОВЕСНЫХ ОБЪЯСНЕНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ ТАТХАТЫ, ШАСТРА ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ДОПУСКАЕТ, ЧТО ОНИ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА УРОВНЕ "НЕПРОСВЕТЛЕННОГО" СОЗНАНИЯ, И ДАЕТ ДВА НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ: 1) ТАТХАТА КАК ИСТИННАЯ ПУСТОТА (ШУНЬЯТА); 2) ТАТХАТА КАК ИСТИННАЯ НЕ-ПУСТОТА [4, С

Скачать: признавая, условность, словесных, объяснений, определений, татхаты, шастра, менее, допускает, необходимы, людей, находящихся, уровне, непросветленного, сознания, дает, первый, взгляд, взаимоисключающих, определения, татхата, истинная, пустота, шуньята, татхата, истинная, пустота.doc || Скачать: признавая, условность, словесных, объяснений, определений, татхаты, шастра, менее, допускает, необходимы, людей, находящихся, уровне, непросветленного, сознания, дает, первый, взгляд, взаимоисключающих, определения, татхата, истинная, пустота, шуньята, татхата, истинная, пустота.mp3

Страница сгенерирована за 0.002020 секунд

{ вернуться в начало } { главная }

Твоя Йога. Твоя Йога ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека