ГЛУБИНА УКОРЕНЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ КУЛЬТУРЕ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ОБУСЛОВЛЕНА ТАКИМИ ФАКТОРАМИ, КАК ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ ЭТОЙ КУЛЬТУРЫ И СТЕПЕНЬ ЕЕ "ОТКРЫТОСТИ" ВНЕШНИМ ВЛИЯНИЯМ

глубина, укорененности, традиционных, мировоззрений, определенной, культуре, значительной, мере, обусловлена, такими, факторами, продолжительность, непрерывного, развития, этой, культуры, степень, открытости, внешним, влияниям

Глубина укорененности традиционных мировоззрений в определенной культуре в значительной мере обусловлена такими факторами, как продолжительность непрерывного развития этой культуры и степень ее "открытости" внешним влияниям. В этом смысле Япония представляет собой едва ли не уникальное явление, как страна, закрытая для мира до 1853 г., где все многочисленные внутренние катаклизмы касались исключительно вопросов власти, а духовные ценности оставались практически неизменными. На протяжении VI-IX вв. Япония интенсивно вбирала в себя культуру с материка: в области политики – государственное устройство и церемониал, основанный на конфуцианских положениях (из Китая), в области идеологии – буддизм (из Индии, через Китай). Первыми патриархами различных буддийских школ в Китае становились, как правило, индийские монахи (в Чань – Бодхидхарма, в Чжэньянь – Амогхаваджра и Шубхакарасимха и т.д.). В Японии же почти все буддийские школы создали и возглавили сами японцы: Тэндай – Сайте, Сингон – Кукай, Дзэн – Эйсай, Догэн и др. Однако большинство основателей школ и направлений ранее бывали в Китае и воспринимали учение непосредственно от индийских или китайских монахов. Несомненно, определенную роль здесь сыграли географическая удаленность и островное положение Японии, но нельзя также не учитывать приверженность японских монахов культурным традициям своей страны.

Буддийское мировоззрение и в настоящее время оказывает действенное, хотя и далеко не всегда заметное со стороны, влияние на психологию японцев, зачастую определяя их слова и поступки. В связи с этим изучение психологических аспектов буддийских учений средневековья приобретает особую актуальность в современную эпоху, так как понять новое, не зная старого, невозможно.

Наиболее яркой фигурой среди деятелей японского буддизма эпохи Хэйан (794-1185) считается Кукай (774-835), более известный по посмертному имени Кобо Дайси (букв, "великий учитель, распространявший закон"). Он был лингвистом, свободно говорил и писал на китайском языке и за 20 месяцев изучил санскрит. Он был и мудрым политиком, сумевшим поладить с тремя императорами, и просветителем, выступавшим за то, чтобы дети разных социальных слоев могли получать образование, и человеком искусства, писавшим стихи и трактаты по теории поэзии, проектировавшим архитектурные сооружения, знаменитым каллиграфом и, наконец, религиозным деятелем, сделавшим попытку объединить все учения в универсальную систему1.

Учение буддизма видит конечную цель существования в выходе всех живых существ из цепи бесконечных рождений посредством обретения ими "состояния будды". Относительно путей этого обретения велись бесконечные дискуссии, в результате которых возникали различные школы и направления. Большинство из этих школ считало, что состояния будды можно достичь за период "в три неисчислимые кальпы", когда у индивида постепенно накапливается духовная сила-энергия, устраняются желания и возрастает мудрость. Кукай же писал, что в противоположность всем экзотерическим учениям, в основном следующим этой теории, эзотерический буддизм, являясь прямым и спонтанным раскрытием абсолютной истины, представляет сокровенные, трансцендентные способы достижения состояния будды в течение одной жизни. Будучи ревностным последователем эзотерической традиции, Кукай основывал свое учение на положениях, выработанных в индийском тантризме, причем особое значение он придавал сутрам "чистого эзотеризма" ("Махавайрочана-сутра" и "Ваджрашэкхара-тантра") и двум трудам, приписываемым Нагарджуне, – "Трактату о сознании Бодхи" и "Комментарию к трактату о махаяне". Достижение состояния будды в этой жизни занимает главное место среди положений философской системы Кукая, который следовал в этом традиции патриархов Амогхаваджры и Хуэйго. Идея быстрого достижения состояния будды культивировалась не только эзотерическим буддизмом, но присутствовала в учениях таких школ, как Тэндай (аналог китайской Тяньтай, положения которой строятся на "Лотосовой сутре") и Кэгон (аналог китайской школы Хуаянь, где за основу берется "Аватамшака-сутра"). Но такую возможность они рассматривали чисто теоретически (за исключением, пожалуй, Дзэн, но у этой школы были свои особенности), тогда как Кукай предлагал практический путь.

Кукай именует свое учение "тайным", "эзотерическим" (миккё) – сокровенным в противовес "открытому", "экзотерическому" (кэнгё) – откровенному. Такое название вовсе не подразумевает специального "засекречивания" каких-то магических средств для пользования ими узкого круга лиц. Секрета в общем понимании здесь нет никакого, хотя со стороны это выглядит именно так2. В эзотерических трактатах говорится, что если исторический Будда Гаутама (Нирманакая) передавал свои идеи довольно большому количеству людей, учитывая определенный уровень понимания и употребляя соответствующие этому уровню слова, то вселенский Будда Махавайрочана (Дхармакая) изрекал эзотерические истины, не ставя задачей их непосредственное широкое распространение. Поскольку положения этого учения его последователи считают абсолютными, независимыми от места и времени и объединяющими в себе все истины всех школ, лишь посвященный мог их постигнуть. Как говорится в учении Кукая, "есть три тела Будды3 и две разновидности [буддийского] учения. То, что открыто изрекал Нирманакая, называется Откровенным Учением. Слова [в нем] ясны и кратки, приспособлены к возможностям [воспринимающих]. Изречения Дхармакаи именуются Сокровенной Сокровищницей. Слова [в ней] таинственны и глубоки, и [ими] излагается истина" [1, т. 1, с. 2].

Сокровенное учение могло передаваться в объеме, строго соответствовавшем возможностям восприятия ученика. Для выявления эти* возможностей, помимо интуитивной оценки учителем, практиковались различные варианты обряда "абхишека" (кандзё).

Основные положения теории достижения состояния будды в этой жизни Кукай излагает в стихотворении:

Шесть великих [элементов] неуничтожимы, постоянны, [пребывают в] гармонии.
Четыре вида мандал4 неотделимы друг от друга.
Три таинства переносимого и имеющегося быстро выявляют [истинную суть].
Всеохватывающие [состояния, подобные] сети Индры, называются нынешним телом [1,т. 1, с. 44].

Предыдущая:
В процессе прохождения бодхисаттвой "десяти ступеней" отчетливо выделяются два направления изменения его психического состояния
Следующая:
По учению Кукая, сущностная субстанция Вселенной есть шесть элементов (земля, вода, огонь, ветер, т

{ йога } { астрал } { магия } { чакры } { гадания } { гороскопы } { фэн-шуй } { сонники } { эзотерика } { лечение } { пирамиды } { мантры } { медитация } { гипноз } { предсказания } { психология }

глубина, укорененности, традиционных, мировоззрений, определенной, культуре, значительной, мере, обусловлена, такими, факторами, продолжительность, непрерывного, развития, этой, культуры, степень, открытости, внешним, влияниям

§§ ГЛУБИНА УКОРЕНЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ КУЛЬТУРЕ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ОБУСЛОВЛЕНА ТАКИМИ ФАКТОРАМИ, КАК ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ ЭТОЙ КУЛЬТУРЫ И СТЕПЕНЬ ЕЕ "ОТКРЫТОСТИ" ВНЕШНИМ ВЛИЯНИЯМ

Скачать: глубина, укорененности, традиционных, мировоззрений, определенной, культуре, значительной, мере, обусловлена, такими, факторами, продолжительность, непрерывного, развития, этой, культуры, степень, открытости, внешним, влияниям.doc || Скачать: глубина, укорененности, традиционных, мировоззрений, определенной, культуре, значительной, мере, обусловлена, такими, факторами, продолжительность, непрерывного, развития, этой, культуры, степень, открытости, внешним, влияниям.mp3

Страница сгенерирована за 0.001246 секунд

{ вернуться в начало } { главная }

Твоя Йога. Твоя Йога ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека