ЗНАЧЕНИЕ ИШВАРЫ В ЙОГЕ

{ йога } { астрал } { магия } { чакры } { гадания } { гороскопы } { фэн-шуй } { сонники } { эзотерика } { лечение } { пирамиды } { мантры } { медитация } { гипноз } { предсказания } { психология }
значение, ишвары, йоге штампы коробок

«ЗНАЧЕНИЕ ИШВАРЫ в ЙОГЕ»

ЗНАЧЕНИЕ ИШВАРЫ в ЙОГЕ.

В отличие от санкхьи, йога постулирует существование Бога, Ишвары. Этот Бог, разумеется, не творец (ибо кос- мос, жизнь и человек, как мы отмечали, «созданы» прак- рити, они все происходят из первозданной субстанции). Но в случае с конкретными людьми Ишвара может ускорить процесс освобождения; он помогает им более быстрыми ша- гами двигаться к самадхи. Этот Бог, к которому апеллиру- ет Патанджали, больше похож на бога йогинов. Он прихо- дит на помощь только йогину, т. е. тому, кто уже вступил на этот путь. В любом случае роль Ишвары сравнительно мала. Он способен, например, привести к самадхи йогина, который избирает его как объект своей концентрации. Согласно Па- танджали (II, 45), эта божественная помощь является след- ствием не «желания» или «симпатии» - ибо Бог не может иметь каких-либо желаний или эмоций, - а метафизичес- кого сродства между Ишварой и Пурушей, сродства, кото- рое основано на их структурном соответствии друг другу. Ишвара - это Пуруша, извечно свободный, его никогда не беспокоят клеши. Комментируя это место, Вьяса добавля- ет, что разница между Ишварой и «освобожденным духом» состоит в следующем: последний когда-то оказался вовле- чен в психоментальный опыт, тогда как Ишвара всегда был свободен. На Бога невозможно воздействовать посредством ритуала, культовых действий или веры в его «милость»; но его сущность инстинктивно «сотрудничает» с Я, который ищет освобождение с помощью йоги. Таким образом, значимо именно метафизическое соот- ветствие двух родственных сущностей.

Можно даже ска- зать, что предпочтение, оказываемое Ишварой некоторым йогинам, т. е. тем немногочисленным людям, которые ищут своего освобождения посредством йогических тех- ник, - исчерпывает его интерес к судьбе остального чело- вечества. Вот почему ни Патанджали, ни Вьяса не могут дать никакого внятного объяснения того, почему и как Бог участвует в процессах природы. Очевидно, что Ишвара вступает в диалектику санкхья-йоги, так сказать, со сто- роны. Ибо санкхья утверждает (и йога принимает это ут- верждение), что и субстанция, пракрити, по причине свое- го «телеологического инстинкта», участвует в освобожде- нии человека. Таким образом, роль Бога в человеческом стремлении к свободе не очень велика; космическая суб- станция сама помогает спасать многие «я», ввергнутые в иллюзорную пучину бытия. Хотя именно Патанджали ввел Ишвару, этот новый и со- вершенно лишний (лишний, поскольку Ишвара появляет- ся тогда, когда уже все сказано и сделано) «элемент», в диа- лектику сотериологической доктрины санкхьи, он не при- дает ему такого значения, которое придадут ему позднее комментаторы. В «Йога-сутрах» прежде всего подчеркива- ется технический аспект йоги - иными словами, стремле- ние и способность йогина к самоовладению и концентрации.

Почему же Патанджали тем не менее почувствовал необхо- димость представить Ишвару? Видимо, потому что тот со- ответствует реальности йогического опыта: Ишвара может привести к самадхи, при условии, что йогин практикует Иш- варапранидхану - т. е. почитание Ишвары (II, 45). Пред- приняв труд собирания и систематизации всех йогических приемов, эффективность которых подтвердила «классичес- кая» традиция, Патанджали не мог пренебречь большим количеством упражнений, состоявшихся единственно бла- годаря концентрации на Ишваре. Иначе говоря, рядом с традицией чисто магической йоги, где успех достигается только лишь волей и личными усилиями аскета, была и дру- гая, «мистическая» традиция, в которой последние ступе- ни йогической практики значительно облегчались посред- ством поклонения Богу - пусть даже и исключительно ред- кого, исключительно «интеллектуального» поклонения. Тем не менее, разумеется, в том виде, в каком он появляет- ся у Патанджали и Вьясы, Ишвара не имеет ничего общего с величием вездесущего Бога-Творца, а также с тем ореолом, который окружает деятельного и всемогущего Бога в раз- личных мистических школах. В конечном счете Ишвара есть лишь архетип йогина, макройогин, очень вероятный властитель некоторых йогических течений. По крайней мере, Патанджали говорит, что Ишвара был гуру святых с незапамятных времен, ибо, добавляет он, Ишвара не свя- зан временем (I, 26). Однако отметим одну важную деталь, значение кото- рой прояснится в дальнейшем. В диалектику спасения, где изначально отсутствовала необходимость в божественном участии, Патанджали все-таки включает Бога - ибо йоги- ну, берущему его как объект своего созерцания, Ишвара, по- вторим, может содействовать в обретении самадхи. Но са- мадхи, как мы увидим может быть достигнуто и без этой концентрации на Ишваре. Без нее, например, вполне обхо- дилась йога, практикуемая Буддой и его современниками. Достаточно легко представить себе разновидность йоги, ко- торая бы основывалась только на диалектике санкхьи, и у нас нет причин полагать, что такой магической, атеистичес- кой йоги не существовало. Однако Патанджали пришлось ввести Ишвару в йогу, поскольку тот был, так сказать, экс- периментальным фактом - йогины и в самом деле апелли- ровали к нему, хотя они могли достичь освобождения пу- тем простого следования техникам йоги. Здесь мы сталкиваемся с оппозицией «магия - мисти- ка», с которой ближе познакомимся в дальнейшем, во всех ее бесчисленных формах. Стоит отметить все возрастающую роль Ишвары в трудах позднейших комментаторов. Напри- мер, Вачаспатимишра и Виджнянабхикшу придают Ишва- ре огромное значение. Это объясняется тем, что оба они ин- терпретируют Патанджали в свете той духовной атмосфе- ры, которая была развита в их время. Ведь они жили тогда, когда вся Индия была переполнена мистическими и дево- циональными движениями. Это изобилие, однако, являет- ся следствием почти повсеместной победы «мистицизма», имеющего исключительную важность в «классической йоге», которая, приняв его, тем самым отходит от своих на- чальных основ, т. е. от «магии». Так, под двойным влияни- ем - отдельных идей веданты и представлений бхакти, Виджнянабхикшу уповает на «особую милость Господа». Другой комментатор, Нилакантха, утверждает, что Бог, несмотря на свою неактивность, помогает йогинам, «подоб- но магниту». Тот же автор придает Ишваре «волю», способ- ную предопределять судьбы людей, ибо «кого он желает воз- высить, того он подталкивает к добрым поступкам; кого он желает уничтожить, того он заставляет грешить». Как да- леки мы здесь от той скромной роли, которую Патанджали отводит Ишваре.

Предыдущая:
ЙОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ И МЕДИТАЦИЯ
Следующая:
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ И ГИПНОЗ

Ключевые слова этой страницы: значение ишвары йоге

значение, ишвары, йоге

{ ЗНАЧЕНИЕ ИШВАРЫ в ЙОГЕ }

Транслитерация:

ZNACHENIE ISHVARI v JOGE.

V otlichie ot sankhi, joga postuliruet sushestvovanie Boga, Ishvari. Etot Bog, razumeetsja, ne tvorec (ibo kos- mos, zhizn i chelovek, kak mi otmechali, «sozdani» prak- riti, oni vse proishodjat iz pervozdannoj substancii). No v sluchae s konkretnimi ljudmi Ishvara mozhet uskorit process osvobozhdenija; on pomogaet im bolee bistrimi sha- gami dvigatsja k samadhi. Etot Bog, k kotoromu apelliru- et Patandzhali, bolshe pohozh na boga joginov. On priho- dit na pomosh tolko joginu, t. e. tomu, kto uzhe vstupil na etot put. V ljubom sluchae rol Ishvari sravnitelno mala. On sposoben, naprimer, privesti k samadhi jogina, kotorij izbiraet ego kak obekt svoej koncentracii. Soglasno Pa- tandzhali (II, 45), eta bozhestvennaja pomosh javljaetsja sled- stviem ne «zhelanija» ili «simpatii» - ibo Bog ne mozhet imet kakih-libo zhelanij ili emocij, - a metafiziches- kogo srodstva mezhdu Ishvaroj i Purushej, srodstva, koto- roe osnovano na ih strukturnom sootvetstvii drug drugu. Ishvara - eto Purusha, izvechno svobodnij, ego nikogda ne bespokojat kleshi. Kommentiruja eto mesto, Vjasa dobavlja- et, chto raznica mezhdu Ishvaroj i «osvobozhdennim duhom» sostoit v sledujushem: poslednij kogda-to okazalsja vovle- chen v psihomentalnij opit, togda kak Ishvara vsegda bil svoboden. Na Boga nevozmozhno vozdejstvovat posredstvom rituala, kultovih dejstvij ili veri v ego «milost»; no ego sushnost instinktivno «sotrudnichaet» s JA, kotorij ishet osvobozhdenie s pomoshju jogi. Takim obrazom, znachimo imenno metafizicheskoe soot- vetstvie dvuh rodstvennih sushnostej.

Mozhno dazhe ska- zat, chto predpochtenie, okazivaemoe Ishvaroj nekotorim joginam, t. e. tem nemnogochislennim ljudjam, kotorie ishut svoego osvobozhdenija posredstvom jogicheskih teh- nik, - ischerpivaet ego interes k sudbe ostalnogo chelo- vechestva. Vot pochemu ni Patandzhali, ni Vjasa ne mogut dat nikakogo vnjatnogo objasnenija togo, pochemu i kak Bog uchastvuet v processah prirodi. Ochevidno, chto Ishvara vstupaet v dialektiku sankhja-jogi, tak skazat, so sto- roni. Ibo sankhja utverzhdaet (i joga prinimaet eto ut- verzhdenie), chto i substancija, prakriti, po prichine svoe- go «teleologicheskogo instinkta», uchastvuet v osvobozhde- nii cheloveka. Takim obrazom, rol Boga v chelovecheskom stremlenii k svobode ne ochen velika; kosmicheskaja sub- stancija sama pomogaet spasat mnogie «ja», vvergnutie v illjuzornuju puchinu bitija. Hotja imenno Patandzhali vvel Ishvaru, etot novij i so- vershenno lishnij (lishnij, poskolku Ishvara pojavljaet- sja togda, kogda uzhe vse skazano i sdelano) «element», v dia- lektiku soteriologicheskoj doktrini sankhi, on ne pri- daet emu takogo znachenija, kotoroe pridadut emu pozdnee kommentatori. V «Joga-sutrah» prezhde vsego podcherkiva- etsja tehnicheskij aspekt jogi - inimi slovami, stremle- nie i sposobnost jogina k samoovladeniju i koncentracii.

Pochemu zhe Patandzhali tem ne menee pochuvstvoval neobho- dimost predstavit Ishvaru? Vidimo, potomu chto tot so- otvetstvuet realnosti jogicheskogo opita: Ishvara mozhet privesti k samadhi, pri uslovii, chto jogin praktikuet Ish- varapranidhanu - t. e. pochitanie Ishvari (II, 45). Pred- prinjav trud sobiranija i sistematizacii vseh jogicheskih priemov, effektivnost kotorih podtverdila «klassiches- kaja» tradicija, Patandzhali ne mog prenebrech bolshim kolichestvom uprazhnenij, sostojavshihsja edinstvenno bla- godarja koncentracii na Ishvare. Inache govorja, rjadom s tradiciej chisto magicheskoj jogi, gde uspeh dostigaetsja tolko lish volej i lichnimi usilijami asketa, bila i dru- gaja, «misticheskaja» tradicija, v kotoroj poslednie stupe- ni jogicheskoj praktiki znachitelno oblegchalis posred- stvom poklonenija Bogu - pust dazhe i iskljuchitelno red- kogo, iskljuchitelno «intellektualnogo» poklonenija. Tem ne menee, razumeetsja, v tom vide, v kakom on pojavljaet- sja u Patandzhali i Vjasi, Ishvara ne imeet nichego obshego s velichiem vezdesushego Boga-Tvorca, a takzhe s tem oreolom, kotorij okruzhaet dejatelnogo i vsemogushego Boga v raz- lichnih misticheskih shkolah. V konechnom schete Ishvara est lish arhetip jogina, makrojogin, ochen verojatnij vlastitel nekotorih jogicheskih techenij. Po krajnej mere, Patandzhali govorit, chto Ishvara bil guru svjatih s nezapamjatnih vremen, ibo, dobavljaet on, Ishvara ne svja- zan vremenem (I, 26). Odnako otmetim odnu vazhnuju detal, znachenie koto- roj projasnitsja v dalnejshem. V dialektiku spasenija, gde iznachalno otsutstvovala neobhodimost v bozhestvennom uchastii, Patandzhali vse-taki vkljuchaet Boga - ibo jogi- nu, berushemu ego kak obekt svoego sozercanija, Ishvara, po- vtorim, mozhet sodejstvovat v obretenii samadhi. No sa- madhi, kak mi uvidim mozhet bit dostignuto i bez etoj koncentracii na Ishvare. Bez nee, naprimer, vpolne obho- dilas joga, praktikuemaja Buddoj i ego sovremennikami. Dostatochno legko predstavit sebe raznovidnost jogi, ko- toraja bi osnovivalas tolko na dialektike sankhi, i u nas net prichin polagat, chto takoj magicheskoj, ateistiches- koj jogi ne sushestvovalo. Odnako Patandzhali prishlos vvesti Ishvaru v jogu, poskolku tot bil, tak skazat, eks- perimentalnim faktom - jogini i v samom dele apelli- rovali k nemu, hotja oni mogli dostich osvobozhdenija pu- tem prostogo sledovanija tehnikam jogi. Zdes mi stalkivaemsja s oppoziciej «magija - misti- ka», s kotoroj blizhe poznakomimsja v dalnejshem, vo vseh ee beschislennih formah. Stoit otmetit vse vozrastajushuju rol Ishvari v trudah pozdnejshih kommentatorov. Napri- mer, Vachaspatimishra i Vidzhnjanabhikshu pridajut Ishva- re ogromnoe znachenie. Eto objasnjaetsja tem, chto oba oni in- terpretirujut Patandzhali v svete toj duhovnoj atmosfe- ri, kotoraja bila razvita v ih vremja. Ved oni zhili togda, kogda vsja Indija bila perepolnena misticheskimi i devo- cionalnimi dvizhenijami. Eto izobilie, odnako, javljaet- sja sledstviem pochti povsemestnoj pobedi «misticizma», imejushego iskljuchitelnuju vazhnost v «klassicheskoj joge», kotoraja, prinjav ego, tem samim othodit ot svoih na- chalnih osnov, t. e. ot «magii». Tak, pod dvojnim vlijani- em - otdelnih idej vedanti i predstavlenij bhakti, Vidzhnjanabhikshu upovaet na «osobuju milost Gospoda». Drugoj kommentator, Nilakantha, utverzhdaet, chto Bog, nesmotrja na svoju neaktivnost, pomogaet joginam, «podob- no magnitu». Tot zhe avtor pridaet Ishvare «volju», sposob- nuju predopredeljat sudbi ljudej, ibo «kogo on zhelaet voz- visit, togo on podtalkivaet k dobrim postupkam; kogo on zhelaet unichtozhit, togo on zastavljaet greshit». Kak da- leki mi zdes ot toj skromnoj roli, kotoruju Patandzhali otvodit Ishvare.

§§ ЗНАЧЕНИЕ ИШВАРЫ В ЙОГЕ

Скачать: значение, ишвары, йоге.doc || Скачать: значение, ишвары, йоге.mp3

Страница сгенерирована за 0.086339 секунд

{ вернуться в начало } { главная }

Твоя Йога. Твоя Йога