СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

{ йога } { астрал } { магия } { чакры } { гадания } { гороскопы } { фэн-шуй } { сонники } { эзотерика } { лечение } { пирамиды } { мантры } { медитация } { гипноз } { предсказания } { психология }
строение, человека

«Строение человека»

Строение человека.

Основные элементы - эфир, воздух, огонь, вода и земля проявляются в человеческом теле, как три фундаментальных принципа, или признака, известных как тридоша. Из эфира и воздуха проявляется телесный воздух, называемый вата (по санскритски - вата доша).

Огонь вместе с водой проявляются в теле, как принцип огня, именуемый питта. Земля с водой проявлены, как вода тела, известная, как капха.

Эти три элемента - вата, питта, капха - ответственны за все биологические, психологические и физиопатологические (болезнетворные) функции тела, ума и сознания. Они действуют и как основная составляющая часть тела, и как защитный барьер, создавая нормальный психологический фон. Когда эти элементы разбалансированы, то возникают болезненные процессы.

Тридоша отвечает за естественные потребности и за индивидуальные склонности к пище, ее вкусу, температуре и т.д. (см. главу 8, описание этих склонностей).

Тридоша ответственна за творение, поддержание и распад тканей тела, за удаление продуктов распада из тела, а также за психические проявления, включая эмоции страха, гнева и алчности, за высший уровень человеческих эмоций - понимание, сочувствие и любовь.

Таким образом, тридоша - основа психосоматического существования человека.

Основная конституция каждой индивидуальности определяется при зачатии. Во время оплодотворения мужская субстанция, сперматозоид, соединяется с женским элементом - яйцеклеткой. В момент этого соединения определяется строение индивидуума, путем комбинаций телесного воздуха, огня и воды, которые проявлены в телах родителей.

Обычно, существуют семь типов конституции тела: 1) вата, 2) питта, 3) капха, 4) вата-питта, 5) питта-капха, 6) вата-капха, и 7) питта-капха. Среди этих семи основных типов есть множество вариантов, которые зависят от количественного содержания элементов вата-питта-капха в конституции тела.

Конституция по санскритски называется пракрити. Этот термин означает - «природа», «сотворенное» или «первоначально созданное». Первично выраженные пять элементов в теле являются его конституцией.

Основная конституция индивидуума остается неизменной в течение всей жизни, как генетически определенная. Комбинация элементов, присутствующих при рождении, остается постоянной. Однако, комбинации элементов, которые управляют длительными физиопатологическими изменениями в теле, варьируются, в зависимости от изменений внешней среды.

В жизни повсеместно происходит непрерывное взаимодействие между внутренней и внешней средой. Внешняя среда включает в себя космические силы (макрокосмос), а внутренние силы (микрокосмос) управляются принципами вата-пита-капха.

По Аюрведе, основной принцип оздоровления состоит в том, что человек может создавать равновесие внутренних сил, действующих в индивидууме, изменяя диету и жизненные привычки, чтобы противостоять изменениям внешней среды.
Понятие тридоши

Согласно Аюрведе, первым условием оздоровления себя и других является понимание трёх доша. Концепция вата-питта-капха уникальна в Аюрведе, она содержит потенциал для революции в оздоровительной системе Запада. Однако, концепцию трех принципов и санскритские слова вата, питта, капха очень трудно перевести в западные понятия.

Вата является принципом движения. То, что двигается, называется вата. Поэтому, слово «вата» может быть переведено, как телесный воздух. Однако, элемент воздух во внешней атмосфере не такой, как воздух в теле.

Телесный воздух-вата можно охарактеризовать, как тонкую энергию, управляющую биологическим движением. Этот биологический принцип движения вызывает все тонкие изменения в обмене веществ. Вата сформирована из двух элементов - эфира и воздуха.

Вата управляет дыханием, миганием глазных век, движением в мышцах и тканях, пульсацией сердца, всеми расширениями и сужениями, движениями цитоплазмы и клеточных мембран, движением одиночных импульсов нервных клеток.

Вата управляет такими чувствами и эмоциями, как страх, тревога, боль, трепет и спазмы. Толстая кишка, тазовая впадина, кости, кожа, уши и бедра - местоположения вата. Если в теле развивается избыток вата, он будет скапливаться в этих областях.

Слово «питта» переводится, как «огонь», хотя этот термин не означает буквально огонь. Огонь свечи или огонь пожара можно видеть, но телесная тепловая энергия питта-доша, проявленная, как процесс обмена веществ, невидима.

Питта управляет пищеварением, поглощением (всасыванием), растворением, питанием, обменом веществ, температурой тела, цветом кожи, блеском глаз, а также интеллектом и пониманием.

Питта пробуждает гнев, ненависть и зависть. Тонкая кишка, желудок, потовые железы, кровь, жир, глаза и кожа - это места питта. Питта формируется из огня и воды.

Капха переводится, как биологическая вода, этот элемент тела сформирован из двух элементов - земли и воды. Капха скрепляет элементы тела, поставляя материал для его физической структуры.

Эта доша поддерживает сопротивляемость организма. Вода - основная составляющая капха. Эта телесная вода физиологически ответственна за биологическую крепость и прочность тканей тела.

Капха смазывает сочленения суставов, увлажняет кожу, помогает заживлению ран, заполняет пространство в теле, дает биологическую крепость, энергию и стабильность, поддерживает хорошую память, дает энергию для сердца и легких, поддерживает иммунитет.

Капха присутствует в грудной клетке, горле, голове, полостях, в носу, во рту, желудке, сочленениях, протоплазме, плазме, жидких выделениях, таких, как слизь. В сфере психики, капха отвечает за эмоции привязанности, алчности, долговременной зависти, она выражена в стремлении к спокойствию, прощению и любви. Грудная клетка - местонахождение капха.

Равновесие тридоша необходимо для здоровья. Например, воздух - возбудитель телесного огня, но для контроля над огнем необходима вода, иначе огонь в теле сожжёт ткани. Вата двигает капху и питту, ибо капха и питта сами неподвижны.

Вся тридоша в целом руководит деятельностью обмена веществ: анаболизм (ассимиляция) - капха, катаболизм (диссимиляция) - вата и метаболизм (обмен) - питта. Когда вата выходит из равновесия, метаболизм будет нарушен, что приведет к излишку катаболизма, который является процессом порчи или разрушения в теле.

Когда анаболизм больше, чем катаболизм - возрастает норма роста и восстановления органов и тканей. Излишек питта нарушает метаболизм, при излишке капха возрастает уровень анаболизма, а излишек вата создает истощение (катаболизм).

В детстве преобладают анаболизм и элемент капха, так как это время интенсивного физического роста. Для зрелости наиболее характерны метаболизм и элемент питта, ибо на этой стадии тело стабильное и зрелое. В старости преобладают катаболизм и вата, ибо тело начинает разрушаться.

Васант Лад

Предыдущая:
Пять первоэлементов и человек
Следующая:
Определение индивидуальной конституции

Ключевые слова этой страницы: строение человека

строение, человека

{ Строение человека }

Транслитерация:

Stroenie cheloveka.

Osnovnie elementi - efir, vozduh, ogon, voda i zemlja projavljajutsja v chelovecheskom tele, kak tri fundamentalnih principa, ili priznaka, izvestnih kak tridosha. Iz efira i vozduha projavljaetsja telesnij vozduh, nazivaemij vata (po sanskritski - vata dosha).

Ogon vmeste s vodoj projavljajutsja v tele, kak princip ognja, imenuemij pitta. Zemlja s vodoj projavleni, kak voda tela, izvestnaja, kak kapha.

Eti tri elementa - vata, pitta, kapha - otvetstvenni za vse biologicheskie, psihologicheskie i fiziopatologicheskie (boleznetvornie) funkcii tela, uma i soznanija. Oni dejstvujut i kak osnovnaja sostavljajushaja chast tela, i kak zashitnij barer, sozdavaja normalnij psihologicheskij fon. Kogda eti elementi razbalansirovani, to voznikajut boleznennie processi.

Tridosha otvechaet za estestvennie potrebnosti i za individualnie sklonnosti k pishe, ee vkusu, temperature i t.d. (sm. glavu 8, opisanie etih sklonnostej).

Tridosha otvetstvenna za tvorenie, podderzhanie i raspad tkanej tela, za udalenie produktov raspada iz tela, a takzhe za psihicheskie projavlenija, vkljuchaja emocii straha, gneva i alchnosti, za visshij uroven chelovecheskih emocij - ponimanie, sochuvstvie i ljubov.

Takim obrazom, tridosha - osnova psihosomaticheskogo sushestvovanija cheloveka.

Osnovnaja konstitucija kazhdoj individualnosti opredeljaetsja pri zachatii. Vo vremja oplodotvorenija muzhskaja substancija, spermatozoid, soedinjaetsja s zhenskim elementom - jajcekletkoj. V moment etogo soedinenija opredeljaetsja stroenie individuuma, putem kombinacij telesnogo vozduha, ognja i vodi, kotorie projavleni v telah roditelej.

Obichno, sushestvujut sem tipov konstitucii tela: 1) vata, 2) pitta, 3) kapha, 4) vata-pitta, 5) pitta-kapha, 6) vata-kapha, i 7) pitta-kapha. Sredi etih semi osnovnih tipov est mnozhestvo variantov, kotorie zavisjat ot kolichestvennogo soderzhanija elementov vata-pitta-kapha v konstitucii tela.

Konstitucija po sanskritski nazivaetsja prakriti. Etot termin oznachaet - «priroda», «sotvorennoe» ili «pervonachalno sozdannoe». Pervichno virazhennie pjat elementov v tele javljajutsja ego konstituciej.

Osnovnaja konstitucija individuuma ostaetsja neizmennoj v techenie vsej zhizni, kak geneticheski opredelennaja. Kombinacija elementov, prisutstvujushih pri rozhdenii, ostaetsja postojannoj. Odnako, kombinacii elementov, kotorie upravljajut dlitelnimi fiziopatologicheskimi izmenenijami v tele, varirujutsja, v zavisimosti ot izmenenij vneshnej sredi.

V zhizni povsemestno proishodit neprerivnoe vzaimodejstvie mezhdu vnutrennej i vneshnej sredoj. Vneshnjaja sreda vkljuchaet v sebja kosmicheskie sili (makrokosmos), a vnutrennie sili (mikrokosmos) upravljajutsja principami vata-pita-kapha.

Po Ajurvede, osnovnoj princip ozdorovlenija sostoit v tom, chto chelovek mozhet sozdavat ravnovesie vnutrennih sil, dejstvujushih v individuume, izmenjaja dietu i zhiznennie privichki, chtobi protivostojat izmenenijam vneshnej sredi.
Ponjatie tridoshi

Soglasno Ajurvede, pervim usloviem ozdorovlenija sebja i drugih javljaetsja ponimanie treh dosha. Koncepcija vata-pitta-kapha unikalna v Ajurvede, ona soderzhit potencial dlja revoljucii v ozdorovitelnoj sisteme Zapada. Odnako, koncepciju treh principov i sanskritskie slova vata, pitta, kapha ochen trudno perevesti v zapadnie ponjatija.

Vata javljaetsja principom dvizhenija. To, chto dvigaetsja, nazivaetsja vata. Poetomu, slovo «vata» mozhet bit perevedeno, kak telesnij vozduh. Odnako, element vozduh vo vneshnej atmosfere ne takoj, kak vozduh v tele.

Telesnij vozduh-vata mozhno oharakterizovat, kak tonkuju energiju, upravljajushuju biologicheskim dvizheniem. Etot biologicheskij princip dvizhenija vizivaet vse tonkie izmenenija v obmene veshestv. Vata sformirovana iz dvuh elementov - efira i vozduha.

Vata upravljaet dihaniem, miganiem glaznih vek, dvizheniem v mishcah i tkanjah, pulsaciej serdca, vsemi rasshirenijami i suzhenijami, dvizhenijami citoplazmi i kletochnih membran, dvizheniem odinochnih impulsov nervnih kletok.

Vata upravljaet takimi chuvstvami i emocijami, kak strah, trevoga, bol, trepet i spazmi. Tolstaja kishka, tazovaja vpadina, kosti, kozha, ushi i bedra - mestopolozhenija vata. Esli v tele razvivaetsja izbitok vata, on budet skaplivatsja v etih oblastjah.

Slovo «pitta» perevoditsja, kak «ogon», hotja etot termin ne oznachaet bukvalno ogon. Ogon svechi ili ogon pozhara mozhno videt, no telesnaja teplovaja energija pitta-dosha, projavlennaja, kak process obmena veshestv, nevidima.

Pitta upravljaet pishevareniem, poglosheniem (vsasivaniem), rastvoreniem, pitaniem, obmenom veshestv, temperaturoj tela, cvetom kozhi, bleskom glaz, a takzhe intellektom i ponimaniem.

Pitta probuzhdaet gnev, nenavist i zavist. Tonkaja kishka, zheludok, potovie zhelezi, krov, zhir, glaza i kozha - eto mesta pitta. Pitta formiruetsja iz ognja i vodi.

Kapha perevoditsja, kak biologicheskaja voda, etot element tela sformirovan iz dvuh elementov - zemli i vodi. Kapha skrepljaet elementi tela, postavljaja material dlja ego fizicheskoj strukturi.

Eta dosha podderzhivaet soprotivljaemost organizma. Voda - osnovnaja sostavljajushaja kapha. Eta telesnaja voda fiziologicheski otvetstvenna za biologicheskuju krepost i prochnost tkanej tela.

Kapha smazivaet sochlenenija sustavov, uvlazhnjaet kozhu, pomogaet zazhivleniju ran, zapolnjaet prostranstvo v tele, daet biologicheskuju krepost, energiju i stabilnost, podderzhivaet horoshuju pamjat, daet energiju dlja serdca i legkih, podderzhivaet immunitet.

Kapha prisutstvuet v grudnoj kletke, gorle, golove, polostjah, v nosu, vo rtu, zheludke, sochlenenijah, protoplazme, plazme, zhidkih videlenijah, takih, kak sliz. V sfere psihiki, kapha otvechaet za emocii privjazannosti, alchnosti, dolgovremennoj zavisti, ona virazhena v stremlenii k spokojstviju, prosheniju i ljubvi. Grudnaja kletka - mestonahozhdenie kapha.

Ravnovesie tridosha neobhodimo dlja zdorovja. Naprimer, vozduh - vozbuditel telesnogo ognja, no dlja kontrolja nad ognem neobhodima voda, inache ogon v tele sozhzhet tkani. Vata dvigaet kaphu i pittu, ibo kapha i pitta sami nepodvizhni.

Vsja tridosha v celom rukovodit dejatelnostju obmena veshestv: anabolizm (assimiljacija) - kapha, katabolizm (dissimiljacija) - vata i metabolizm (obmen) - pitta. Kogda vata vihodit iz ravnovesija, metabolizm budet narushen, chto privedet k izlishku katabolizma, kotorij javljaetsja processom porchi ili razrushenija v tele.

Kogda anabolizm bolshe, chem katabolizm - vozrastaet norma rosta i vosstanovlenija organov i tkanej. Izlishek pitta narushaet metabolizm, pri izlishke kapha vozrastaet uroven anabolizma, a izlishek vata sozdaet istoshenie (katabolizm).

V detstve preobladajut anabolizm i element kapha, tak kak eto vremja intensivnogo fizicheskogo rosta. Dlja zrelosti naibolee harakterni metabolizm i element pitta, ibo na etoj stadii telo stabilnoe i zreloe. V starosti preobladajut katabolizm i vata, ibo telo nachinaet razrushatsja.

Vasant Lad

§§ СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Скачать: строение, человека.doc || Скачать: строение, человека.mp3

Страница сгенерирована за 0.096751 секунд

{ вернуться в начало } { главная }

Твоя Йога. Твоя Йога