ВОСЕМЬ МИСТИЧЕСКИХ СИЛ И ПРАНАЯМА

{ йога } { астрал } { магия } { чакры } { гадания } { гороскопы } { фэн-шуй } { сонники } { эзотерика } { лечение } { пирамиды } { мантры } { медитация } { гипноз } { предсказания } { психология }
восемь, мистических, пранаяма Плащ дождевик с капюшоном женский http://www.brand-in-trend.ru. . recovering deleted files on mac

«ВОСЕМЬ МИСТИЧЕСКИХ СИЛ и Пранаяма»

ВОСЕМЬ МИСТИЧЕСКИХ СИЛ и Пранаяма.

Восемь мистических сил (сиддхи), которыми может владеть йогин, кратко описаны в настоящей главе. Эти силы - побочный продукт йогической практики. Когда вы уже совершенствуетесь в разных стадиях йоги и умеете глубже погружаться в медитации, то эти восемь сил приходят к вам. Настоящее овладение этими силами заключается не в том, чтобы дать увлечь себя ими, а чтобы стремиться дальше к конечному (максимальному) просветлению. Однако, некоторые йоги не интересуются максимальным достижением. Их удовлетворяет больше материальная польза, чем духовная. Восемь сиддхи для них - единственная цель.

Первая сиддхи называется анима («подобная атому»). Это та сила, с помощью которой человек может трансформировать свое тело по желанию в наилегчайшее живое существо. Этой силой можно овладеть путем глубокой медитации в центре сердца. Другая сиддхи - прямая противоположность первой и, как говорят, обладает способностью трансформировать тело в самое большое живое существо. Она называется махима и ее можно достичь путем медитации на Космический Разум (махат) - первую трансформацию из первоначального состояния природы (пракрити). Тарима - способность стать грубым и тяжелым, как сама материя. Постоянная медитация на элемент земли, говорят, придает такую силу. Четвертая сиддхи, под названием лагхима, - совершенная противоположность гаримы и дает силу, чтобы тело стало легким, как воздух. Глубокая медитация и слияние с элементом воздуха - источник этой сиддхи. Прати - сила увеличивать все по желанию. Эта сила совершенно проста, мы часто слышим о святых и религиозных людях, которые могут накормить тысячи страждущих одним только горшком риса. Прати достигается медитацией на принцип (источник) первичного эго (ахам-кары). Сиддхи под названием пракамъя дает силу притягивать дальние объекты (предметы). К этой сиддхи ведет медитация на элемент эфира. Ишитва - сила, способная влиять на материальные объекты, а вашитва - влияние на умы. Обе сиддхи достигаются медитацией на творческие силы вселенной. Существует много других второстепенных сиддхи наравне с главными силами. Все они - символы духовного роста, но в то же самое время, могут стать препятствием на духовном пути. Это возникает в том случае, если человек становится способным пользоваться этими сиддхи, он привлекает к себе всеобщее внимание и становится популярным, а популярность и известность ведут к чувству гордости, что и является помехой для внутреннего роста.

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРАВИЛА СВАРОДАИ

Первое основное правило свародаи, о котором еще не упоминалось, заключается в том, что необходимо всегда соблюдать гармонию между теплым солнечным дыханием правой ноздри и холодным дыханием левой лунной ноздри. Вот некоторые правила:

1)  во время полнолуния луна руководит ночью, поэтому влияние солнца минимально. Чтобы это уравновесить, необходимо и полезно закрыть левую ноздрю и дышать только через правый канал всю ночь;

2)  во время темной луны месяца влияние луны отсутствует. В этот период будет благоприятно закрыть солнечный канал и дышать всю ночь через лунный;

3)  если случится, особенно на прогулке или во время физических упражнений, вы почувствуете внезапное повышение температуры или сильное утомление, закройте солнечный канал и дышите через лунный до тех пор, пока усталость или температура не исчезнут.

4) иногда жизненную энергию можно терять через уши, так как второстепенные (меньшие) каналы пуша и яшасвини соединяют основную чакру с ушами. Поэтому, находясь на открытом воздухе в сильную жару или холод, держите уши закрытыми;

5)  медитация и созерцание полумесяца в точке между бровей, говорят, вылечивает все психосоматические заболевания,
освежает и успокаивает ум. Такая польза может быть только в случае, если вы способны к полному, ясному созерцанию;

6) когда вы испытываете сильную жару и нет рядом воды, закройте солнечный канал и медитируйте на языке и слюне на нем. Это поможет вам легче переносить жару;

7) после полового акта, выполненного по правилам свародаи, партнеры должны выпить большое количество холодной воды, причем маленькими глотками;

8) некоторые древние тексты свародаи предлагают быстрое, чередующееся дыхание в течение 2-х минут после каждого обильного принятия пищи. Говорят, это способствует более свободному потоку в тонких каналах и улучшает работу органов пищеварения.

Эти общие правила помогают сохранять в хорошем состоянии тонкое и физическое тела.

ПРАНАЯМА

В предыдущей главе кратко упоминалось о пранаяме, но необходимо более подробное описание, чтобы понять основу йоги в методе свародаи. Слово «пранаяма» состоит из двух слов: «прана» - жизненная энергия тела, также и дыхание; а «яма» - контроль. Вместе слово означает метод контроля дыхания и представляет собой одну из восьми ступеней древней науки йоги.

Вся практика йоги начинается с ямы, которая связана с моралью, клятвой не навредить, быть правдивым, честным, воздержанным, нежадным, уметь прощать, быть чистоплотным, употреблять чистую пищу. Затем следует нияма, что является моралью на более тонком уровне и включает в себя внутреннюю чистоту, удовлетворенность, простоту, духовную работу, самоотдачу.

Асана - третья стадия - это физические позы, которые помогают физическому здоровью и выносливости при многочасовых медитациях.

Пранаяма - четвертая стадия, находящаяся на границе между физическим и духовным направлениями йоги. После пранаямы следует пратъяхара - изъятие осознавания из чувств (ощущений) и направление его к следующей стадии - дхаране, или умственной концентрации. Седьмая стадия - дхъяна, или созерцание (медитация). Эта стадия достигается, когда дхарана (концентрация) становится абсолютно устойчивой, направленной в одну точку, ненарушаемой никакими мыслями. Заключительная стадия - самадхи, или транс, в котором ум свободен от всего материального и направлен в самую отдаленную реальность.

Три ступени пранаямы - это то же, что и три акта естественного дыхания: вдох (пурака), задержка (кумбхака) и выдох (речака). Единственная разница в том, что в естественном дыхании ритм постоянный, а в пранаяме он постоянно меняется в зависимости от типа пранаямы, например:

1) быстрый вдох и выдох через обе ноздри называется бхастрика и, как говорят, очищает носовые пазухи и тонкие каналы;

2) вдох через правую ноздрю, задержка и выдох через левую ноздрю называется сурья-бхедана («покорение солнца»)
и используется для успокоения ума;

3) вдох через обе ноздри и выдох через левую называется уджджаи и помогает выздороветь от заболеваний, вызванных чрезмерным скоплением слизи, и укрепить сердечные мышцы;

4) вдох через рот, язык принимает форму трубочки, выдох через обе ноздри называется шитали («охлаждение»), которое продлевает молодость и помогает пищеварению;

5) долгая задержка после медленного вдоха называется плавини («плавающая»);

6) просто задержка дыхания без вдоха и выдоха называется кевала-кумбхака;

7) жужжание во время вдоха называется бхрамари («пчела»), очищает горло и голосовые связки.

Для проведения пранаямы найдите чистое, тихое, приятное место и сядьте на хлопчатобумажный или шерстяной коврик. Йогические тексты обычно рекомендуют падмасану или сукхасану, но возможна любая удобная поза, но при этом необходимо позвоночник держать прямо, а голову приподнять в соответствии с прямым позвоночником. Когда надо закрыть какую-либо ноздрю во время пранаямы, то безымянным пальцем и мизинцем правой руки закрывайте левую ноздрю, а большим пальцем - правую. Указательный и средний пальцы никогда не используют.

Три ступени пранаямы: 1) закройте правую ноздрю и глубоко вдохните через левую. Это называется пурака (вдох); 2) задержите вдохнутый воздух насколько это возможно, но так, чтобы не было ощущения дискомфорта. Это называется кумбхака (задержка); 3) медленно выдохните через правую ноздрю. Это - речака (выдох).

Повторите это процесс, поменяв ноздри. Весь цикл проделайте столько раз, сколько можете, но без напряжения. Обычно соотношение между тремя актами вдох-задержка-выдох составляет 1 :4 :2, но оно может меняться для тех, кто не может сдерживать дыхание так долго по физическим причинам, а также в зависимости от типа пранаямы.

Во время вдоха медитация на манипура-чакре (солнечном сплетении), как известно, быстро приводит ум в самадхи. Медитация на анахата-чакре (области сердца) рекомендуется во время задержки дыхания, а на аджня-чакре - во время выдоха. Пурака стабилизирует потоки жидкости в теле, делает свободным движение крови, слюны и желудочных соков.

Кумбхака продлевает жизнь. Речака изгоняет нечистоты из физического и тонкого тела.

Пранаяма выполняется в тишине или сопровождается мантрами. Обычно, используется основная мантра «Ом», состоящая из звуков «а», «у», «м». Вдох сопровождается звуком «у», задержка - носовым «м» (анусварой), выдох - «а» (согласно «Дхьяна-бинду Упанишад»). После пранаямы выполните уддияна-бандху, чтобы живое дыхание протекало через центральный канал (см. «Хатха-йога-прадипику», III. 57-58). Если живое дыхание начинает протекать через центральный канал сушумна-нади, то в результате получаем самадхи. Тысячелепестковый лотос раскроется, и ваше сознание соединится с Космическим Сознанием с ощущением блаженства. Пранаяму можно выполнять в любое время дня и ночи. Важно, чтобы ум был в состоянии покоя.

Никогда не выполняйте пранаяму во время эмоционального или психического расстройства. Важно помнить, что по книге нельзя научиться практике контроля дыхания, но лишь под руководством йога-гуру.

«Хатха-йога-прадипика» предупреждает: «...Пранаяма, выполненная правильно, устраняет все заболевания, а выполненная неправильно, может стать причиной разных болезней...». Если пранаяма выполнена правильно, ум успокаивается, его процессы становятся тонкими. Это способствует полной концентрации ума и и автоматически из него уходят грубые чувственные восприятия. Ум, свободный от внешнего воздействия, все глубже погружается в медитацию, пока полностью не достигнет самадхи - конечной цели йоги.

Шиваприянанда Свами - Секретная сила тантрического дыхания
"Шива свародная" или "Наука Шивы о Дыхании"

Предыдущая:
ТАНТРИЧЕСКИЕ И ЙОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ - Медитация

Ключевые слова этой страницы: восемь мистических пранаяма

восемь, мистических, пранаяма

{ ВОСЕМЬ МИСТИЧЕСКИХ СИЛ и Пранаяма }

Транслитерация:

VOSEM MISTICHESKIH SIL i Pranajama.

Vosem misticheskih sil (siddhi), kotorimi mozhet vladet jogin, kratko opisani v nastojashej glave. Eti sili - pobochnij produkt jogicheskoj praktiki. Kogda vi uzhe sovershenstvuetes v raznih stadijah jogi i umeete glubzhe pogruzhatsja v meditacii, to eti vosem sil prihodjat k vam. Nastojashee ovladenie etimi silami zakljuchaetsja ne v tom, chtobi dat uvlech sebja imi, a chtobi stremitsja dalshe k konechnomu (maksimalnomu) prosvetleniju. Odnako, nekotorie jogi ne interesujutsja maksimalnim dostizheniem. Ih udovletvorjaet bolshe materialnaja polza, chem duhovnaja. Vosem siddhi dlja nih - edinstvennaja cel.

Pervaja siddhi nazivaetsja anima («podobnaja atomu»). Eto ta sila, s pomoshju kotoroj chelovek mozhet transformirovat svoe telo po zhelaniju v nailegchajshee zhivoe sushestvo. Etoj siloj mozhno ovladet putem glubokoj meditacii v centre serdca. Drugaja siddhi - prjamaja protivopolozhnost pervoj i, kak govorjat, obladaet sposobnostju transformirovat telo v samoe bolshoe zhivoe sushestvo. Ona nazivaetsja mahima i ee mozhno dostich putem meditacii na Kosmicheskij Razum (mahat) - pervuju transformaciju iz pervonachalnogo sostojanija prirodi (prakriti). Tarima - sposobnost stat grubim i tjazhelim, kak sama materija. Postojannaja meditacija na element zemli, govorjat, pridaet takuju silu. CHetvertaja siddhi, pod nazvaniem laghima, - sovershennaja protivopolozhnost garimi i daet silu, chtobi telo stalo legkim, kak vozduh. Glubokaja meditacija i slijanie s elementom vozduha - istochnik etoj siddhi. Prati - sila uvelichivat vse po zhelaniju. Eta sila sovershenno prosta, mi chasto slishim o svjatih i religioznih ljudjah, kotorie mogut nakormit tisjachi strazhdushih odnim tolko gorshkom risa. Prati dostigaetsja meditaciej na princip (istochnik) pervichnogo ego (aham-kari). Siddhi pod nazvaniem prakamja daet silu pritjagivat dalnie obekti (predmeti). K etoj siddhi vedet meditacija na element efira. Ishitva - sila, sposobnaja vlijat na materialnie obekti, a vashitva - vlijanie na umi. Obe siddhi dostigajutsja meditaciej na tvorcheskie sili vselennoj. Sushestvuet mnogo drugih vtorostepennih siddhi naravne s glavnimi silami. Vse oni - simvoli duhovnogo rosta, no v to zhe samoe vremja, mogut stat prepjatstviem na duhovnom puti. Eto voznikaet v tom sluchae, esli chelovek stanovitsja sposobnim polzovatsja etimi siddhi, on privlekaet k sebe vseobshee vnimanie i stanovitsja populjarnim, a populjarnost i izvestnost vedut k chuvstvu gordosti, chto i javljaetsja pomehoj dlja vnutrennego rosta.

NEKOTORIE OBSHIE PRAVILA SVARODAI

Pervoe osnovnoe pravilo svarodai, o kotorom eshe ne upominalos, zakljuchaetsja v tom, chto neobhodimo vsegda sobljudat garmoniju mezhdu teplim solnechnim dihaniem pravoj nozdri i holodnim dihaniem levoj lunnoj nozdri. Vot nekotorie pravila:

1)  vo vremja polnolunija luna rukovodit nochju, poetomu vlijanie solnca minimalno. CHtobi eto uravnovesit, neobhodimo i polezno zakrit levuju nozdrju i dishat tolko cherez pravij kanal vsju noch;

2)  vo vremja temnoj luni mesjaca vlijanie luni otsutstvuet. V etot period budet blagoprijatno zakrit solnechnij kanal i dishat vsju noch cherez lunnij;

3)  esli sluchitsja, osobenno na progulke ili vo vremja fizicheskih uprazhnenij, vi pochuvstvuete vnezapnoe povishenie temperaturi ili silnoe utomlenie, zakrojte solnechnij kanal i dishite cherez lunnij do teh por, poka ustalost ili temperatura ne ischeznut.

4) inogda zhiznennuju energiju mozhno terjat cherez ushi, tak kak vtorostepennie (menshie) kanali pusha i jashasvini soedinjajut osnovnuju chakru s ushami. Poetomu, nahodjas na otkritom vozduhe v silnuju zharu ili holod, derzhite ushi zakritimi;

5)  meditacija i sozercanie polumesjaca v tochke mezhdu brovej, govorjat, vilechivaet vse psihosomaticheskie zabolevanija,
osvezhaet i uspokaivaet um. Takaja polza mozhet bit tolko v sluchae, esli vi sposobni k polnomu, jasnomu sozercaniju;

6) kogda vi ispitivaete silnuju zharu i net rjadom vodi, zakrojte solnechnij kanal i meditirujte na jazike i sljune na nem. Eto pomozhet vam legche perenosit zharu;

7) posle polovogo akta, vipolnennogo po pravilam svarodai, partneri dolzhni vipit bolshoe kolichestvo holodnoj vodi, prichem malenkimi glotkami;

8) nekotorie drevnie teksti svarodai predlagajut bistroe, cheredujusheesja dihanie v techenie 2-h minut posle kazhdogo obilnogo prinjatija pishi. Govorjat, eto sposobstvuet bolee svobodnomu potoku v tonkih kanalah i uluchshaet rabotu organov pishevarenija.

Eti obshie pravila pomogajut sohranjat v horoshem sostojanii tonkoe i fizicheskoe tela.

PRANAJAMA

V predidushej glave kratko upominalos o pranajame, no neobhodimo bolee podrobnoe opisanie, chtobi ponjat osnovu jogi v metode svarodai. Slovo «pranajama» sostoit iz dvuh slov: «prana» - zhiznennaja energija tela, takzhe i dihanie; a «jama» - kontrol. Vmeste slovo oznachaet metod kontrolja dihanija i predstavljaet soboj odnu iz vosmi stupenej drevnej nauki jogi.

Vsja praktika jogi nachinaetsja s jami, kotoraja svjazana s moralju, kljatvoj ne navredit, bit pravdivim, chestnim, vozderzhannim, nezhadnim, umet proshat, bit chistoplotnim, upotrebljat chistuju pishu. Zatem sleduet nijama, chto javljaetsja moralju na bolee tonkom urovne i vkljuchaet v sebja vnutrennjuju chistotu, udovletvorennost, prostotu, duhovnuju rabotu, samootdachu.

Asana - tretja stadija - eto fizicheskie pozi, kotorie pomogajut fizicheskomu zdorovju i vinoslivosti pri mnogochasovih meditacijah.

Pranajama - chetvertaja stadija, nahodjashajasja na granice mezhdu fizicheskim i duhovnim napravlenijami jogi. Posle pranajami sleduet pratjahara - izjatie osoznavanija iz chuvstv (oshushenij) i napravlenie ego k sledujushej stadii - dharane, ili umstvennoj koncentracii. Sedmaja stadija - dhjana, ili sozercanie (meditacija). Eta stadija dostigaetsja, kogda dharana (koncentracija) stanovitsja absoljutno ustojchivoj, napravlennoj v odnu tochku, nenarushaemoj nikakimi misljami. Zakljuchitelnaja stadija - samadhi, ili trans, v kotorom um svoboden ot vsego materialnogo i napravlen v samuju otdalennuju realnost.

Tri stupeni pranajami - eto to zhe, chto i tri akta estestvennogo dihanija: vdoh (puraka), zaderzhka (kumbhaka) i vidoh (rechaka). Edinstvennaja raznica v tom, chto v estestvennom dihanii ritm postojannij, a v pranajame on postojanno menjaetsja v zavisimosti ot tipa pranajami, naprimer:

1) bistrij vdoh i vidoh cherez obe nozdri nazivaetsja bhastrika i, kak govorjat, ochishaet nosovie pazuhi i tonkie kanali;

2) vdoh cherez pravuju nozdrju, zaderzhka i vidoh cherez levuju nozdrju nazivaetsja surja-bhedana («pokorenie solnca»)
i ispolzuetsja dlja uspokoenija uma;

3) vdoh cherez obe nozdri i vidoh cherez levuju nazivaetsja udzhdzhai i pomogaet vizdorovet ot zabolevanij, vizvannih chrezmernim skopleniem slizi, i ukrepit serdechnie mishci;

4) vdoh cherez rot, jazik prinimaet formu trubochki, vidoh cherez obe nozdri nazivaetsja shitali («ohlazhdenie»), kotoroe prodlevaet molodost i pomogaet pishevareniju;

5) dolgaja zaderzhka posle medlennogo vdoha nazivaetsja plavini («plavajushaja»);

6) prosto zaderzhka dihanija bez vdoha i vidoha nazivaetsja kevala-kumbhaka;

7) zhuzhzhanie vo vremja vdoha nazivaetsja bhramari («pchela»), ochishaet gorlo i golosovie svjazki.

Dlja provedenija pranajami najdite chistoe, tihoe, prijatnoe mesto i sjadte na hlopchatobumazhnij ili sherstjanoj kovrik. Jogicheskie teksti obichno rekomendujut padmasanu ili sukhasanu, no vozmozhna ljubaja udobnaja poza, no pri etom neobhodimo pozvonochnik derzhat prjamo, a golovu pripodnjat v sootvetstvii s prjamim pozvonochnikom. Kogda nado zakrit kakuju-libo nozdrju vo vremja pranajami, to bezimjannim palcem i mizincem pravoj ruki zakrivajte levuju nozdrju, a bolshim palcem - pravuju. Ukazatelnij i srednij palci nikogda ne ispolzujut.

Tri stupeni pranajami: 1) zakrojte pravuju nozdrju i gluboko vdohnite cherez levuju. Eto nazivaetsja puraka (vdoh); 2) zaderzhite vdohnutij vozduh naskolko eto vozmozhno, no tak, chtobi ne bilo oshushenija diskomforta. Eto nazivaetsja kumbhaka (zaderzhka); 3) medlenno vidohnite cherez pravuju nozdrju. Eto - rechaka (vidoh).

Povtorite eto process, pomenjav nozdri. Ves cikl prodelajte stolko raz, skolko mozhete, no bez naprjazhenija. Obichno sootnoshenie mezhdu tremja aktami vdoh-zaderzhka-vidoh sostavljaet 1 :4 :2, no ono mozhet menjatsja dlja teh, kto ne mozhet sderzhivat dihanie tak dolgo po fizicheskim prichinam, a takzhe v zavisimosti ot tipa pranajami.

Vo vremja vdoha meditacija na manipura-chakre (solnechnom spletenii), kak izvestno, bistro privodit um v samadhi. Meditacija na anahata-chakre (oblasti serdca) rekomenduetsja vo vremja zaderzhki dihanija, a na adzhnja-chakre - vo vremja vidoha. Puraka stabiliziruet potoki zhidkosti v tele, delaet svobodnim dvizhenie krovi, sljuni i zheludochnih sokov.

Kumbhaka prodlevaet zhizn. Rechaka izgonjaet nechistoti iz fizicheskogo i tonkogo tela.

Pranajama vipolnjaetsja v tishine ili soprovozhdaetsja mantrami. Obichno, ispolzuetsja osnovnaja mantra «Om», sostojashaja iz zvukov «a», «u», «m». Vdoh soprovozhdaetsja zvukom «u», zaderzhka - nosovim «m» (anusvaroj), vidoh - «a» (soglasno «Dhjana-bindu Upanishad»). Posle pranajami vipolnite uddijana-bandhu, chtobi zhivoe dihanie protekalo cherez centralnij kanal (sm. «Hatha-joga-pradipiku», III. 57-58). Esli zhivoe dihanie nachinaet protekat cherez centralnij kanal sushumna-nadi, to v rezultate poluchaem samadhi. Tisjachelepestkovij lotos raskroetsja, i vashe soznanie soedinitsja s Kosmicheskim Soznaniem s oshusheniem blazhenstva. Pranajamu mozhno vipolnjat v ljuboe vremja dnja i nochi. Vazhno, chtobi um bil v sostojanii pokoja.

Nikogda ne vipolnjajte pranajamu vo vremja emocionalnogo ili psihicheskogo rasstrojstva. Vazhno pomnit, chto po knige nelzja nauchitsja praktike kontrolja dihanija, no lish pod rukovodstvom joga-guru.

«Hatha-joga-pradipika» preduprezhdaet: «...Pranajama, vipolnennaja pravilno, ustranjaet vse zabolevanija, a vipolnennaja nepravilno, mozhet stat prichinoj raznih boleznej...». Esli pranajama vipolnena pravilno, um uspokaivaetsja, ego processi stanovjatsja tonkimi. Eto sposobstvuet polnoj koncentracii uma i i avtomaticheski iz nego uhodjat grubie chuvstvennie vosprijatija. Um, svobodnij ot vneshnego vozdejstvija, vse glubzhe pogruzhaetsja v meditaciju, poka polnostju ne dostignet samadhi - konechnoj celi jogi.

SHivaprijananda Svami - Sekretnaja sila tantricheskogo dihanija
"SHiva svarodnaja" ili "Nauka SHivi o Dihanii"

§§ ВОСЕМЬ МИСТИЧЕСКИХ СИЛ И ПРАНАЯМА

Скачать: восемь, мистических, пранаяма.doc || Скачать: восемь, мистических, пранаяма.mp3

Страница сгенерирована за 0.092852 секунд

{ вернуться в начало } { главная }

Твоя Йога. Твоя Йога