ИЗВЕСТНАЯ ТРИАДА: ТВОРЕЦ-БРАХМА, СОЗИДАТЕЛЬ-ВИШНУ И РАЗРУШИТЕЛЬ-ШИВА — НЕ ПРОСТО ДОПОЛНЯЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА СИЛЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ ПРИВЫЧНЫЙ НАМ ЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП: ТЕЗИС-АНИТЕЗИС-СИНТЕЗ

известная, триада, творец, брахма, созидатель, вишну, разрушитель, шива, просто, дополняющие, друг, друга, силы, выражающие, привычный, логический, принцип, тезис, анитезис, синтез

Известная триада: творец-Брахма, созидатель-Вишну и разрушитель-Шива — не просто дополняющие друг друга силы, выражающие привычный нам логический принцип: тезис-анитезис-синтез. Каждый из этих богов сам по себе имеет и творящую, и созидательную, и разрушительную функции, и каждый из них — веха истории.

Появление Брахмы — бога закона — связано с развитием брахманизма: ритуальной стороны религии, что сопоставляет его знаку Весов. Стремясь возобладать над природными силами, люди разрабатывали методы взаимодействия с ними. Так рождались ритуалы, заставлявшие богов уступить человеку, и оформилась каста брахманов. Ритуалы стали выше богов, и таким образом над ними возвысился Брахма, олицетворивший сами обряды и воплощенное в них знание. Как персонификация воли небес, он примкнул к дэвам. Женой Брахмы стала Сарасвати — богиня речи, азбуки деванагари и Вед.

Как высший закон, Брахма выступает объединяющим началом троицы позднего индуизма. Его символ — лебедь: птица, зимой летящая на юг, а летом — на север, обозначая закон чередования времен и равновесие жизни и смерти. Брахме принадлежит все знание о мире, а потому и наша сознательность. В мифе о сотворении он рождается из лотоса, вырастающего из пупа спящего Вишну, плавающего в вечности по мировому океану на спине змея Шешы (образ змея — ипостась Шивы). Своим рождением объединяя триаду богов, он творит мир. Так просыпается из небытия разум. Неслучайно Брахме сопоставляется гуна саттва: ясность — название которой родственно нашему слову свет.

В образе Брахмы культура и понимание законов мироздания оградили людей от произвола стихийных небесных сил-дэвов и асуров: древнейших "языческих" богов индуизма. Они возвысили человека перед ними. Но индуизм осознавал, что сама внутренняя энергия, дающая возможность человеку побеждать богов и быть независимым от внешних качеств мира, оставалась древней, природной, магической. Ею продолжал владеть самый могучий из богов — асур Рудра, яростный бог весенних гроз, сексуальных игрищ диких зверей и плодородия. И хоть был он демоном-асуром, но силой доказал свое право участвовать в жертвоприношении светлых богов, разметав их жертву и угрожая уничтожить все на свете, если они вздумают обходиться без него. А поскольку в лоне цивилизации его энергия становилась отчасти управляемой и приносила пользу человеку, он получил эпитет Шива — "благой, приносящий счастье". Шиве стали поклоняться те, кто взращивал в себе силу: йоги, пытавшиеся установить контроль над жизнью не извне, а изнутри, не с помощью культурных средств, а прямым путем, физически.

Так Шива дополнил Брахму, воплотив внутреннюю способность человека к трансформации (что астрологически соответствует знаку Скорпиона). Шиве сопоставляется гуна раджас — "страсть". Исполняя аскетические обеты, герои получают от него силу, дающую им власть даже над дэвами-богами. В этом по-новому реализуется противоборство богов и асуров (архетипов Юпитера и Плутона).

Если Брахма — сравнительно новый бог, то Шива наиболее древен из этой троицы: его энергия идет из глубины веков. Продолжая ряд богов первого типа, именно он доносит до наших дней древнейшее поклонение камням: образ шивалингама, изначально связанный с сексуальностью, стал символом его творческой преобразующей силы. Шивы ездит на могучем быке Нандине, олицетворяющем потенциал, и ему сопутствуют змеи, меняющие свою кожу, символизируя вечное обновление жизни. Его жена Парвати ("горная") — персонификация земли, воплощение богини-Матери. Танцем на груди убитого асура Шива разрушает и строит миры, и с силой его не может тягаться никто. Однажды Брахма и Вишну заспорили, кто сильнее, тогда перед ними возник огромный пылающий шивалингам. Лебедь-Брахма пытался взлететь до его вершины, Вишну, обернувшийся вепрем (одно из его воплощений), достать до основания — но цели они не достигли. Энергия Творца бесконечна, она исходит из бесконечности и устремляется в нее.

Как аскет, Шива живет на кладбищах и близок образу смерти, но одновременно он самый преданный хранитель материального мира. Когда Ганга падала с небес, угрожая разрушить Землю, Шива подхватил её себе на плечи. Шива защищает людей от разрушительных перемен. Он выпил яд калакуту, угрожавший отравить мир: который возник при перемешивании мирового океана, когда боги добывали из него напиток бессмертия.

На новых храмах символ Шивы — ом, звук постоянного творения, всегда присутствующий во всем. Он замещает более древний его атрибут — трезубец: неизменный атрибут бродячих йогов. Для западного взгляда трезубец Шивы делает его похожим на Нептуна. Однако сексуальная символика сближает его не с морскими, а с подземными водами и энергией недр Плутона. В любом случае символика трезубца может напомнить нам о третьей, невидимой власти за гранью этого мира, за пределами Неба и Земли, которая вызывает к жизни даже то, чего еще не было и быть не может. Способность к регенерации делает Шиву целителем и чудотворцем.

Предыдущая:
На второй стадии развития сложная как жизнь мифологическая панорама действия мировых сил — шестиста или шести тысяч индийских богов!— упрощается в более доступные европейскому уму модели
Следующая:
Для индийской культуры не было секрета в том, что бог воплощается не только в камне, забытом Шивой в пещере отшельника, но в каждом человеке

{ йога } { астрал } { магия } { чакры } { гадания } { гороскопы } { фэн-шуй } { сонники } { эзотерика } { лечение } { пирамиды } { мантры } { медитация } { гипноз } { предсказания } { психология }

известная, триада, творец, брахма, созидатель, вишну, разрушитель, шива, просто, дополняющие, друг, друга, силы, выражающие, привычный, логический, принцип, тезис, анитезис, синтез

§§ ИЗВЕСТНАЯ ТРИАДА: ТВОРЕЦ-БРАХМА, СОЗИДАТЕЛЬ-ВИШНУ И РАЗРУШИТЕЛЬ-ШИВА . НЕ ПРОСТО ДОПОЛНЯЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА СИЛЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ ПРИВЫЧНЫЙ НАМ ЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП: ТЕЗИС-АНИТЕЗИС-СИНТЕЗ

Скачать: известная, триада, творец, брахма, созидатель, вишну, разрушитель, шива, просто, дополняющие, друг, друга, силы, выражающие, привычный, логический, принцип, тезис, анитезис, синтез.doc || Скачать: известная, триада, творец, брахма, созидатель, вишну, разрушитель, шива, просто, дополняющие, друг, друга, силы, выражающие, привычный, логический, принцип, тезис, анитезис, синтез.mp3

Страница сгенерирована за 0.001731 секунд

{ вернуться в начало } { главная }

Твоя Йога. Твоя Йога ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека