ДЗЕН (ИНОГДА НЕТОЧНО ДЗЕН, ОТ САНСКРИТА - ДХЬЯНА, КИТ - ЧАНЬ, КОР - СОН) ЭТО ТЕЧЕНИЕ В БУДДИЗМЕ ТРАДИЦИИ МАХАЯНЫ, ЗАРОДИВШЕЕСЯ В КИТАЕ И ПОЛУЧИВШЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ (ВЬЕТНАМ, КИТАЙ, КОРЕЯ, ЯПОНИЯ)

дзен, иногда, неточно, дзен, санскрита, дхьяна, чань, течение, буддизме, традиции, махаяны, зародившееся, китае, получившее, распространение, дальнем, востоке, вьетнам, китай, корея, япония

ДЗЕН (иногда неточно дзен, от санскрита - дхьяна, кит - чань, кор - сон) это течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония).

Принято считать, что своё распространение дзэн получил в Китае в V веке н. э. Принесшим это учение Будды в Китай считается индийский буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции - Путидамо или просто Дамо, в японской - Дарума), часто называемый преемником 27 индийских Партиархов буддизма, ставший в последствии первым Патриархом дзэн. Бодхидхарма обосновался в монастыре Шао-Линь, считающимся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма. На протяжении 6-8 веков дзэн распространялся на территории Кореи, а затем и Японии. Впоследствии на протяжении веков учение передавалось от патриарха к патриарху, приобретая всё больше приверженцев. В настоящее время получило распространение на Западе (Западная Европа, Северная Америка).

Дзэн, или буддийское течение Фосинь-цзун ("Будда Хридайя", "Сердце Будды") это ветвь махаянистского буддизма, имеющая ряд специфических особенностей. Наиболее важной из них считается вера в возможность достижения нирваны, просветления, минуя череду перерождений (сансару), сразу, посредством медитативной практики, через состояние сатори (кэнсё). Особый акцент делается на внутренний, персональный духовный опыт, при котором внешняя культовая атрибутика буддизма, равно как и священные тексты отходят на второй план. Именно поэтому дзэн не считается религией в строгом смысле, равно как и логически обоснованной философской системой. Наставникам дзэн отводится роль указывающих направление духовного развития, чтобы ученик не стал, по выражению Вон Кью Кита, "натуралистическим еретиком". Дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения персонального просветления. Несомненным преимуществом дзэн перед другими буддийскими учениями является, следовательно, возможность достичь состояния нирваны не только аскетам, отшельникам и монахам (как в "фундаментальном" буддизме), но и любому человеку, постигшему суть дзэн через внутренний опыт. Особая роль в этом постижении отводится воле, необходимой для того, чтобы "порвать узы разграничения и неведения". Дзэн-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний совместно с интуицией верными помощниками человеку, пожелавшему достичь просветления - сатори, проникновения в истинную суть вещей.

Медитация, созерцательность занимает важнейшее место в дзэн-буддизме. Несмотря на различия в подходе к достижению сатори в разных школах дзэн, все они отводят медитации важнейшую роль. Медитативная практика дзэн (дзадзэн - яп., кит. - цзочань, "сидячая медитация", традиционно, хотя и не обязательно - в "позе лотоса"), в отличие от созерцательности, к примеру, древнегреческих материалистов (Демокрит, скептики и т. д.), является не целью, а всего лишь действенным средством для достижения просветления.

ЙОГА это эзотерическая, изначально в рамках индуизма, система психосоматических методов достижения устойчивых изменённых состояний Сознания, включающая актуализацию, дифференциацию, коррекцию и управление соматическими и психическими структурами человека. Исходная цель йоги - изменение онтологического статуса человека в мире. Йога может применяться, также, для достижения состояния полного физического, психического и социального благополучия человека (здоровья).

Слово "йога" произошло от санскритского "йодж" или "йудж". Однако смысловых значений этого слова существует множество. Вот некоторые из них: "упряжка", "упражнение", "обуздание", "преданность", "напряжение", "сопряжение", "сложение", "соединение", "единение", "связь", "гармония", "союз", "служение", "сочетание" и т.п. Это слово похоже на латинское yugum, английское yoke, русское и украинское "иго" (ярмо). Впервые встречается в Ригведе - древнейшем из сохранившихся памятников индийской культуры, а, возможно и человечества. "Однако в ранних её частях употребляется в связи с колесницами царя Индры или Сурьи (Солнца), влекомых быстрыми буйными конями, обузданными и запряженными в упряжку". По мере формирования индийской культуры слово "йога" приобретало новые значения. "Образ упряжки становится символом некого обуздания, соединения и управления". Более поздние толкования его переводов сходятся в понимании йоги как особого метода, используемого для управления сознанием, системы психопрактик, ведущих к единению человека с Природой и Вселенной, с высшим Разумом или Абсолютом, к расширению сознания. Методы йоги:

яма - методы позволяющие актуализировать и поставить под сознательный контроль различные психические процессы.
нияма - методы приведения различных психосоматических структур (тел) в наиболее адаптивное состояние.
асана - методы работы с физическим и эфирным телами.
пранаяма - методы управления эфирными структурами с помощью дыхательных упражнений.
пратьяхара - методы позволяющие сохранять целостность "Я" человека (кристаллизация Сознания), несмотря на давление внешней среды и деструктивные внутрипсихические факторы (разотождествления "Я" с иными психическими процессами, как познавательными, так и чувственно-эмоциональными).
дхарана - удержание произвольно выбранного психического состояния (методы дифференциации и управления чувственно-эмоциональной сферой и познавательными процессами).
дхьяна - методы достижения различных изменённых состояний сознания.
самадхи - изменённое состояние сознания.

Также, Йога - индийская философская школа (даршана) брахманизма, сформулированная Патанджали в Йога-Сутрах предположительно в период с I века до н. э. до II века н. э. Йога очень популярна в Индии, а в XX веке стала весьма популярна на Западе и в России. На сегодня насчитывается более 1000 различных общественных организаций популяризирующих йогу по всему миру.

Общим для всех разновидностей йоги является то, что они представляют собой практики, нацеленные на достижение изменённого состояния сознания - самадхи. Различия проявляются в методах, которые для этого используются и в том, как понимается состояние самадхи. Как правило практики, имеющие древнюю историю, такие как классическая йога, бхакти-йога, и др., зараждались в рамках тех или иных культов индуистских божеств, после чего их методология систематизировалась в текстах, представляющих уже самостоятельное учение.

Классическая йога Патанджали - учение о достижении контроля над сознанием с целью полного разрыва с миром причинно-обусловленной природы (пракрити) и осознания себя в качестве чистого сознания (пуруша). Включает восемь практик (звеньев - анга). Различные техники достижения контроля над сознанием описаны в различных древних текстах, и были систематизированы в Йога-сутре Патанджали, который считается основателем классической йоги.
Раджа-йога - термин, введённый позднее для того, чтобы отличать собственно йогу Патанджали от хатха-йоги. Раджа-йога иногда рассматривается как высшая ступень хатха-йоги, поэтому называется раджа - царственная.
Хатха-йога - йога уравновешивания жизненной силы (прана), управление потоками энергий заключённых в теле. Включает практику очищающих техник, асаны, пранаяму, мудры и бандхи. Возникла в IX - X вв. н. э. в результате объединения идей тантризма (представления о циркуляции жизненных энергий в человеческом теле) и телесных практик классической йоги. Другие формы йоги (Кундалини-йога, Раджа-йога, Дхьяна-йога, Самадхи-йога и др.) иногда рассматриваются, как более высокие ступени хатха-йоги.
Кундалини йога - (Тантра-йога) йога пробуждения мистической энергии Кундалини Шакти для раскрытия высшего осознания. Иногда считается высшим этапом Хатха Йоги.
Мантра-йога - йога использующая энергию звуковой и световой (через визуализацию) вибрации для достижения духовного опыта.
Джняни-йога - йога духовного знания и проницательности, ставящая своей целью осознание себя в качестве транцендентного Я (атман), являющегося единственно существующей реальностью. Реализуется через отказ от наслаждения плодом собственных деяний, культивирование в себе тяги к освобождению, спокойствию, самообладанию и вере.
Карма-йога - йога совершенного действия и непривязанности к результатам, совершение благородных нравственных поступков.
Бхакти-йога - йога трансцедентной Любви и преданного служения персональной форме Абсолюта. Практикуется как эмоциональное экстатическое выражение любви к Богу, как правило в культах Вишну и Шивы.
Шаданга-йога - шестиступенная Йога, система учения сиддхов и натхов, аналог Аштанга-йоги.
Аштанга-йога - йога восьми ступеней (ашта). Состоит из Хатха-йоги и Раджа-йоги.
Крийя-йога - основатель этого вида йоги - Лахири Махасаи, живший в в 19 веке в г. Варанаси (Бенарес). Считается, что эти методы ему передал мистический гималайский священик Бабаджи, достигший бессмертия. Самый известный представитель - Парамаханса Йогананда, автор книги "Автобиография йога" (1946) Основная цель - мистическая Реализация и пробуждение Кундалини, методы - пранаямы, мудры, бандхи, медитация, так что может быть названа одним из направлений традиционной Кундалини йоги.
Лайя-йога - является системой, цель которой - пробуждение "латентной" психической энергии в вегетативной нервной системе. Её основным средством является медитация. Объекты концентрации представляют собой специфические слова (мантры), геометрические фигуры (янтры) и картины (даяты).
Иногда термины, оканчивающиеся на -йога, означают ту или иную практику, не выделенную в самостоятельное учение. Все виды йоги требуют наличия квалифицированного учителя, принадлежащего к традиционной линии преемственности. Самостоятельная хаотичная практика некоторых видов йоги, особенно Кундалини йоги, может привести к негативному воздействию на психику и организм. Некоторые виды дыхательных упражнений необходимо проводить в специально отведенных "чистых" местах. Не соблюдение этого правила может привести к негативным последствиям.

ВЕДЫ (мн. ч. от санскр. веда - "знание, учение") это священные книги брахманов, которым они приписывают сверхъестественное происхождение (откровения от Бога). Слово "veda" означает "знание" и происходит от корня "vid-", (санскритское "знать"), реконструированное, как произошедшее от протоиндоевропейского корня "*weid-", означающего "видеть" или "знать". "*Weid-" это также источник происхождения английского слова "wit" ("ум"), так же, как и латинского "vision" ("видение"). Ведизм (Ведическая Религия) предшествовала брахманизму и, фактически, является первой стадией формирования хинду-самая. Являлась базой для многий языческих культов у самых разных индоевропейских народов, в том числе русского язычества и язычества всех славян. Предположительно, возникла на территории современной Индии в III тысячелетии до н.э. Веды распадаются на 4 санхиты (сборника):

Ригведа (веда гимнов);
Самаведа (жертвенные песни);
Яджурведа (жертвенные изречения);
Атхарваведа (песни-заклинания).
К этим книгам присоединились брахманы (ритуальные тексты), араньяки ("лесная книга", повествующая о жертвоприношениях) и упанишады (философское тайное учение). Но, вплоть до нового времени появляются произведения, составленные из различных упанишад. Веды относятся к разделу индоарийской религиозной литературы, который ассоциируется с ведической цивилизацией и последователями индуизма принимается в качестве откровений. Многие индусы верят, что Веды существовали с начала творения.

Веды состоят из нескольких видов текстов, относящихся к древним временам. Ядро Вед сформировано мантрами, которые представлены в виде гимнов, молитв, заклинаний, волшебных и ритуальных формул, чар и т. д. Гимны и молитвы обращены к пантеону Богов. Мантры дополнены текстами, раскрывающими философские аспекты ритуальной традиции, рассказами и т. д., вместе с мантрами используемыми в священных ритуалах. Тексты Вед имеют определённую связь со специфическими шаблонами древнего русла реки Ганг, которые совпадают с местами его древних, но ныне высохших, притоков.

Мантры собраны в антологии, называемые "самхита". Их четыре:

Рк (Ригведа - поэзия),
Саман (Самаведа - песни),
Яджус (Яджурведа - молитвы)
Атхарван (Атхарваведа - вид священника).
Каждая самхита сохранена в нескольких версиях, или редакциях ("шакхас"), различия между которыми незначительны, за исключениям Яджурведы, где две "белых" ("шукла") редакции содержат только мантры, в то время как в четырёх "чёрных" ("кришна") редакциях среди мантр вкраплены части Брахман. Ригведа содержит старейшую часть сборника и состоит из 1028 гимнов. Самаведа - преимущественно аранжировка Ригведы для музыкального представления. Яджурведа даёт священные молитвы, а Атхарваведа даёт чары, заклинания, магические формулы. Кроме них, существуют ещё некоторые светские материалы, легенды и т. д.

Следующая категория текстов - Брахманы. Это ритуальные тексты, которые описывают детали жертвоприношений, в которых используются мантры, и комментируют смысл жертвенного ритуала. Брахманы связаны с одной из самхит. Брахманы могут либо формироваться как отдельные тексты, или, в случае Чёрной Яджурведы, могут быть частично интегрированы в текст самхиты. Важнейшая из Брахман - Шатапатха Брахмана Белой Яджурведы. Араньяки и Упанишады - теологические и философские работы. Они часто составляют часть Брахман, как, например, Брхадараньяка Упанишад. Они являются основой Веданты - одной из школ Даршаны.

Индуистская традиция считает Веды несотворёнными, вечными и открытыми мудрецам (риши). Риши Кришна Двайапана, более известный как Ведавьяса ("вьяса" означает "редактор" или "составитель"), предположительно, распределил всю массу гимнов по четырём книгам Вед, каждую из которых контролировал один из его учеников. Пайла упорядочил гимны Ригведы. Те, что исполнялись в религиозных и общественных церемониях, были собраны Вайшампайяной под названием "Яджус Мантра Самхита" (Яджурведа). Про Джаймини известно, что он собрал гимны, положенные на музыку и имевшие мелодию - "Саман" (Самаведа). Четвёртое - собрание гимнов и чар, известное как "Атхарва Самхита" (Атхарваведа), было составлено Сумантой.

Философские системы и секты, которые развивались на полуострове Индостан, занимали различные позиции по отношению к Ведам. В буддизме и джайнизме авторитет Вед отрицается, и обе эти системы развились в отдельные религии. Секты, которые явно не отрицали Веды, оставались последователями Санатана Дхармы ("извечной Дхармы"), которая сейчас известна как индуизм. В позднем индуизме Веды занимают высокую позицию. Они считаются Шрути, откровением, и каста брахманов, основанная на Ведах, является важной частью индуистской религиозной жизни, и по сей день. Веданта, йога, тантра и бхакти признают Веды откровением.

Несмотря на то, что, по многим свидетельствам, каждый человек мог изучать Веды и много ведических "авторов" были женщинами, поздние дхармашастры, начиная с эпохи сутр, заявляют, что женщинам и шудрам равно не требуется и не позволено изучать Веды. Эти дхармашастры объявляют изучение Вед религиозной обязанностью трёх верхних варн: брахманов, кшатриев и вайшьев. В наше время изучение Вед критично для понимания индоевропейской лингвистики и древнеиндийской истории. Для многих форм индуизма, в отличие от авраамических религий, характерно свободное отношение к священным текстам: они поощряют интерпретировать ведические мантры настолько свободно и философски, насколько возможно. Фактически, буквальная интерпретация мантр действительно обескураживает, и даже три слоя комментариев (брахманы, араньяки и упанишады), являющиеся частью шрути, интерпретируют, казалось бы, политеистичные, ритуалистичные и крайне сложные самхиты, философски и метафорично объясняя "скрытые" концепции Ишвара, Высшего Существа (Брахмана) и индивидуальной души (Атмана). Многие индуисты верят, что даже сам звук ведических мантр очищает природу и разум.

ДРУИДЫ (галльское druidae, древнеирландское druid) это жрецы и поэты у кельтских народов, организованные в виде замкнутой касты и тесно блокировавшиеся с королевской властью. В классических текстах название "друид" встречается только во множественном числе: "druidai" в греческом, "druidae" и "druides" в латинском. Формы "drasidae" или "drysidae" являются либо ошибками переписчиков или результатом порчи манускрипта. В древнеирландском есть слово "drui", являющееся единственным числом, множественная форма - "druid". Сегодня многие склоняются к точке зрения древних учёных, в частности Плиния, что оно связано с греческим наименованием дуба - "drus". Второй его слог рассматривается как происходящее от индоевропейского корня "wid", приравнимаемого к глаголу "знать". Взаимосвязь с подобным словом выглядит вполне логично для религии, святилища которой располагались в смешанных дубравах средней Европы.

У галлов друиды были хранителями героических преданий и мифологических поэм, которые они передавали молодёжи изустно. Школы друидов существовали и у островных кельтов. Однако у ирландцев и бриттов друиды рано утратили свою функцию поэтов, а после введения христианства IV-V века быстро выродились в деревенских знахарей. Весьма возможно, что институт друидов перешёл к кельтам от первобытного, яфетического населения. В новой западно-европейской литературе образ друида вводится и широко используется поэзией романтизма (и близких к нему течений), как мотив национальной экзотики и фантастики.

СТИХИЯ это элементарная основа природы всех вещей. В случае накопления достаточного потенциала энергии, стихия обладает разрушительной силой, не поддающейся регулирующим воздействиям.

Древние философы Греции выделяли четыре стихии природы. Генрих Корнелий Агриппа, в своей книге "ОККУЛЬТНАЯ ФИЛОСОФИЯ", писал:

Огонь, Вода, Земля и Воздух, из которых все вещи образовались не способом собирания вместе, но посредством трансмутации и объединения, и к которым они возвращаются, когда разлагаются. Итак, не существует никаких чувственных элементов, которые были бы чистыми, но они более или менее смешаны и способны к трансформации друг в друга так, что земля, обращаясь в грязь и растворяясь, изменяется в воду, а огрубевая и сгущаясь, она изменяется в землю, а затем, испаряясь, благодаря жару, она изменяется в воздух, и этот воздух, будучи очень нагретым, меняется в землю, или в камень.

Платон полагает, что земля совершенно трансмутабельна, и что другие элементы трансмутабельны в ней и взаимно друг в друга. Земля, однако, отделяется от элементов более тонких без трансмутации, но, будучи растворённой или смешанной с тем, что её заставляет раствориться, она принимает свою первоначальную форму.

Итак, каждый элемент имеет два специфических качества, из которых первое присуще ему и неотделимо от него, а другое, как среднее между двумя, подходит к следующему элементу; так огонь - тёпел и сух, земля - суха и холодна, вода - холодна и влажна, воздух влажен и тёпел. И, благодаря двум противоположным качествам элементы противоречат друг другу, как огонь и вода, земля и воздух.

Элементы имеют ещё другой вид противоположности друг другу. Так, некоторые из них весомы, как земля и вода, а другие легки, как воздух и огонь. Вот почему стоики называют первые - пассивными, а последние - активными. Кроме того, сам Платон, следуя новому различию, даёт три качества каждому элементу, признавая у огня свет или проникновенность, разрежённость и подвижность. А у земли - темноту, густоту, плотность и неподвижность. Но, другие элементы занимают в них эти качества так, что воздух берёт два качества у огня - разрежённость и подвижность и одно - у земли, а именно - темноту. В противоположность этому, вода берёт два качества у земли - темноту и плотность и одно у огня, а именно - подвижность. Но, огонь в два раза разрежённее, чем воздух, в три раза более подвижен и в четыре раза более активен. Воздух в два раза активнее воды, в три раза более разрежён и в четыре раза более подвижен. Затем, вода в два раза активнее земли, в три раза разрежённее и в четыре раза подвижнее.

Таким образом, огонь в тех же отношениях с воздухом, в каких воздух с водой, а вода с землёй и взаимно - земля с водой, вода с воздухом, и, наконец, воздух с огнём. И это есть принципы и начало всех тел, их состава, их свойств и их чудесных действий.

Предыдущая:
ФЕН-ШУЙ (от кит - fengshui, дословно "ветер и вода", переводится также как "геомантия") это даосская практика символического освоения пространства
Следующая:
ИРИДОДИАГНОСТИКА - это наука, диагностирующая состояние здоровья человека с помощью изучения радужной оболочки глаз и выделяющая типы человеческой конституции в зависимости от особенностей строения радужной оболочки

{ йога } { астрал } { магия } { чакры } { гадания } { гороскопы } { фэн-шуй } { сонники } { эзотерика } { лечение } { пирамиды } { мантры } { медитация } { гипноз } { предсказания } { психология }

дзен, иногда, неточно, дзен, санскрита, дхьяна, чань, течение, буддизме, традиции, махаяны, зародившееся, китае, получившее, распространение, дальнем, востоке, вьетнам, китай, корея, япония

§§ ДЗЕН (ИНОГДА НЕТОЧНО ДЗЕН, ОТ САНСКРИТА - ДХЬЯНА, КИТ - ЧАНЬ, КОР - СОН) ЭТО ТЕЧЕНИЕ В БУДДИЗМЕ ТРАДИЦИИ МАХАЯНЫ, ЗАРОДИВШЕЕСЯ В КИТАЕ И ПОЛУЧИВШЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ (ВЬЕТНАМ, КИТАЙ, КОРЕЯ, ЯПОНИЯ)

Скачать: дзен, иногда, неточно, дзен, санскрита, дхьяна, чань, течение, буддизме, традиции, махаяны, зародившееся, китае, получившее, распространение, дальнем, востоке, вьетнам, китай, корея, япония.doc || Скачать: дзен, иногда, неточно, дзен, санскрита, дхьяна, чань, течение, буддизме, традиции, махаяны, зародившееся, китае, получившее, распространение, дальнем, востоке, вьетнам, китай, корея, япония.mp3

Страница сгенерирована за 0.011310 секунд

{ вернуться в начало } { главная }

Твоя Йога. Твоя Йога ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека