ОТ ЛЮБВИ – К ИДЕАЛУ

любви, идеалу

От любви – к идеалу. Как часто мы произносим слова, не понимая их истинного значения. Например, любовь, счастье, гармония. Но можно ли дать им терминологическое определение? На первый взгляд возникает впечатление, что в этих словах есть что-то общее. Но счастье иногда органично сочетается с напряжением и дисгармонией, а любовь часто бывает неразделенной, несчастной... А может быть любовь – это высокоразвитый инстинкт? Но для реализации инстинкта любовь не нужна. С точки зрения инстинкта каждый мужчина должен искать женщину, прежде всего, физически развитую, с широкими бедрами, большой грудью и длинными ногами (кстати – многие так и поступают). Интеллектуальные, моральные или духовные свойства человека для продолжения рода малозначимы. В 60-х годах прошлого века на экранах СССР демонстрировался фильм Молдавской киностудии под названием «Любить». Фильм этот был полудокументальным и состоял из трех новелл. В промежутках между ними корреспонденты опрашивали прохожих на улицах Кишинева, задавая один и тот же вопрос: «Что вы думаете о любви?» Желающих вы- сказаться было достаточно, но только один ответ прозвучал действительно компетентно: «Я не думаю, я люблю!» В другом фильме любовь была определена как острое желание счастья любимому человеку. Вероятно, так оно и есть, но можно ли данное определение считать исчерпывающим? А что такое гармония? Можно, конечно, используя компьютер, вывести некий алгоритм творчества Баха и с помощью умной машины создать еще 50 прелюдий и фуг в ма- нере великого композитора. Но если бы можно было найти истинный алгоритм гармонии, то компьютер создавал бы не посредственные подобия, а воистину великие произве- дения, чего, увы, нет. Причина очевидна – творение не может быть совершеннее творца. Тем более, что и сам творец не очень-то понимает суть и происхождение прекрасного. И если сегодня компьютер обыгрывает чемпиона мира в шахматы, то причина этого не в преимуществе искусственного интеллекта над естественным, а в том, что все варианты ходов в шахматах количественно определимы. Но ясно и то, что эмоции, ощущения, чув- ства, а значит и красоту измерить невозможно. Для обозначения эмоций и чувств человек придумал слова, которые все мы знаем, но дать им точное определение крайне сложно. И в то же время парадоксально, что в ка- ждом из нас понимание смысла этих слов заложено от рождения и не зависит от воспита- ния, вкусов, взглядов. Нам могут нравиться совершенно различные произведения раз- личных авторов – скульпторов, художников, композиторов. Но даже то, что не входит в круг наших предпочтений, мы все равно признаем красивым. Представьте следующую ситуацию: на сцене за роялем музыкант. Он берет аккорд и, сидящие в зале слушатели несмотря на различие музыкальных способностей, уровня культуры и настроения в своей оценке будут едины – это красиво. Затем музыкант меняет одну ноту, всего одну, и снова мнение зала едино – это некрасиво. Но откуда люди знают, что красиво, а что нет? Где критерий оценки? Ощущение?! Значит внутри нас врожденно присутствует единое по- нимание прекрасного. Современной науке известно, что растения на одну музыку реаги- руют позитивно, а на другую негативно. Но если человек – всего лишь естественная вер- шина в эволюционной иерархии живых существ, продукт естественного отбора, высоко- 12 развитое млекопитающее, почему же понимание прекрасного хоть в какой-то степени не присуще животным? Древние греки считали – человек видит мир антропо-центрично. Все человекоподобное он воспринимает как красивое, а все, что на него не похоже – как некрасивое. В античной Греции пропорции колонн в храмах и отношение их высоты к размерам капителей определялись пропорциями человеческого тела. Но тогда почему символом красоты и мудрости в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии является змея, по внешним признакам не имеющая с человеком практически ничего общего? Когда весной 1945 года «Сикстинскую мадонну» извлекли из полузатопленных под- валов Дрезденской галереи советские солдаты, руководствуясь какими-то необъяснимыми глубоко внутренними побуждениями, установили возле картины почетный караул. Истинная красота, требуя чести и почета, выпрямляет душу и спину. И это бесспорно! Но что же такое красота? Человек готов часами любоваться красотой цветущего яблоневого сада или кустом благоухающей сирени. Но где критерий эстетической оценки дерева или цветка? И можно ли на основании только физиологии понять, почему женщины определенных мужчин и мужчины определенных женщин называют красивыми? И почему наиболее привлека- тельными для нас оказываются не те, кто потенциально может претендовать на призовые места в конкурсах красоты, а те, в ком есть «нечто»? Но что именно? Возможно, это «нечто» не связано с красотой, а может быть связано, но с какой-то иной – внутренней, скрытой... Во всяком случае ясно одно – каждый, осознанно или бессознательно, ищет свой идеал, а идеал у каждого свой. Но что такое идеал? Цель, к которой человек будет стремиться; ценность, за которую он сможет отдать самое дорогое; образец, которому он будет стараться соответствовать? Идеалы, как известно, бывают разные. Есть идеальная вещь, идеальное решение проблемы, идеальная жена, идеальный отдых, идеальная пища. В то же время есть идеал иного рода, идеал наполняющий нашу жизнь высшим смыслом от края до края. Его невозможно купить или продать, съесть или надеть, но именно этот идеал нам почему-то дороже иных. Животное к идеалу не стремится. Имея перед собой кость, а вторую неподалеку от первой, собака возьмет ближайшую, а затем и другую. Человек же всегда выбирает, мучительно выбирает, выбирает то, что ближе к его идеалу. А если оба куска хо- роши? И вот уже перед нами не homo sapiens, а «буриданов осел», который умер от голо- да не сумев выбрать один из двух равноудаленных от него пучков сена. Но суть-то как раз в том, что реальный осел проблему выбора решил бы мгновенно, он съел бы сначала один пучок, а затем второй. А вот человек предварительно сравнивает, оценивает... Так что выбор – вещь не простая. Но самое сложное – выбор идеала. Откуда же в человеке жажда идеального?

Предыдущая:
Говорят "за каждым удачным мужчиной стоит женщина"
Следующая:
Зодиакальный гороскоп

{ йога } { астрал } { магия } { чакры } { гадания } { гороскопы } { фэн-шуй } { сонники } { эзотерика } { лечение } { пирамиды } { мантры } { медитация } { гипноз } { предсказания } { психология }

любви, идеалу

§§ ОТ ЛЮБВИ . К ИДЕАЛУ

Скачать: любви, идеалу.doc || Скачать: любви, идеалу.mp3

Страница сгенерирована за 0.002181 секунд

{ вернуться в начало } { главная }

Твоя Йога. Твоя Йога ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека